Роман Соломахин

Выявление и пресечение обмана работодателя при проведении сотрудниками удаленных работ

Сейчас, в 2016 году, многие проблемы решаются элементарно: с помощью профессионального опыта и недорогих технических устройств. Но еще несколько лет назад подобные ситуации вызывали немалые затруднения. Сейчас хочу поделиться небольшим кейсом: проблема, которую мне предстояло тогда решить, может показаться забавной, но 7 лет назад мне было не до смеха…

В 2009 году, работая в иностранной промышленной компании и курируя безопасность на московском заводе по производству кабеля, я получил задание от Генерального директора осуществить контроль за деятельностью монтажников.

В штате завода было чуть более 200 сотрудников, из них монтажников – более 20. Получалось, что около 10% работников постоянно отсутствовали на рабочем месте из-за специфики своей деятельности: прокладка кабеля, монтаж муфт, ремонт + пусконаладка и т.д. Руководство компании было очень недовольно не столько постоянным отсутствием этих специалистов, сколько тем, что сотрудники очень часто работали сверхурочно и приходилось оплачивать их многочисленные переработки. Поэтому было принято решение производить мониторинг специалистов на местах проведения работ. Старших среди этих монтажников не было: все они были равны, каждый отвечал сам за себя и подчинялся лишь руководителю Группы Шеф-монтажа, который часто находился в командировках…

Протокол был следующим: 3-4 раза в месяц автотранспортный отдел выделял мне служебный автомобиль с водителем, и после окончания рабочего дня меня везли на одну из электроподстанций Москвы или Московской области. Там я, имея на руках заранее распечатанную ведомость с фамилиями сотрудников, закрепленными за этим объектом, должен был фиксировать: кто находится на рабочем месте, а кого нет. Сразу уточняю: территории некоторых ПС очень большие, сотрудники могли работать на разных участках, а в период стройки грязи было по колено и, даже возя с собой резиновые сапоги, не везде можно было пройти.

Иногда все работники действительно находились на территории Объекта: смотрели телевизор в своем вагончике или жарили рядом шашлыки. Хитрецы поясняли: «мы работаем сверхурочно, и у нас как раз сейчас ужин». Но чаще всего оказывалось, что вместо 5 или даже 10 работников в вагончике сидел один и утверждал, что «остальные ушли буквально 5 минут назад». При этом, если я не приезжал с проверкой, в служебных записках на переработку указывалось, что все работяги «пахали» на Объекте до полуночи. Заказчику было все равно (кто-то из монтажников мог честно поработать полчаса вечером, что ускоряло процесс сдачи объекта в эксплуатацию), а вот исполнитель (то есть наша организация) был недоволен выплатами сверхурочных своим сотрудникам. Отказаться оплачивать переработки компания не могла, как и отменить производство работ после 18:00, чем монтажники нагло спекулировали…

Что было сделано, и как развивались события.

Внедрять какие-либо протоколы контроля на ПС представители Заказчика категорически оказались, а навязанная нашим монтажникам обязанность вести журналы «Прихода-ухода» в своих вагончиках ни к чему не привела: документацию заполняли кое-как, несколько раз журналы «приходили в негодность» или просто бесследно исчезали. Резать сверхурочные без доказательств не решались: компания иностранная и обиженные работники могли позвонить на «горячую линию» в штаб-квартиру, и тогда бы Ген.директору российского филиала пришлось отдуваться. Поэтому нужно было решать вопрос с пройдохами в рамках правового поля и не нарушая корпоративных норм…

Нужно понимать, что это был 2009 год и портативных веб-камер для установки на местах проведения работ тогда не было, да и вообще на технические решения руководство компании отказалось выделить мне какие-либо средства, поэтому пришлось решать задачу своими силами …

Я провел переговоры с руководителями всех ПС, на которых проводили работы наши сотрудники. В результате были достигнуты договоренности о беспрепятственных посещениях мной всех подстанций в любое время суток для осуществления контроля за нашими специалистами: мою фамилию и номера всех 4-х служебных авто нашего автотранспортного отдела внесли в особые списки.

Т.к. охрану каждой ПС обеспечивали наемные охранники (ЧОО), то я вышел на руководство охранных предприятий и договорился, что при входе и выходе с территории ПС наши сотрудники будут расписываться в отдельном журнале, хранящемся у местных охранников на КПП.

Далее – разработал и убедил Ген.Директора подписать Приказ о «Учете рабочего времени сотрудников при проведении ими работ вне территории предприятия», согласно которому сотрудники отдела шеф-монтажа при проведении работ обязаны отмечать каждый свой приход и уход с территории Объекта в специальном журнале.

В течение нескольких недель ситуации нормализовалась, но далее вновь начались переработки до полуночи: наши жулики вступили в сговор с сотрудниками ЧОО. Монтажники договаривались, что охранники будут вписывать время ухода наших сотрудников с объекта за 15-20 минут до моего фактического прибытия в случае проверки, за что платили «подельникам» 200-300 рублей. И т.к. я приезжал на авто к КПП, меня «мурыжили» пару минут, а затем пропускали в помещение охраны и показывали журнал, в котором Ф.И.О. и роспись монтажника была сделаны синими чернилами, а время ухода почему-то черными. :-)

Далее я убедил Ген.директора обеспечить всех монтажников корпоративной мобильной связью. Ситуация осложнялась тем, что монтажникам по грейду не были положены сотовые телефоны и российскому руководству пришлось объяснять ситуацию и согласовывать решение в иностранной штаб-квартире. И только тогда проблема была успешно решена: можно было в любой момент позвонить и уточнить местоположение монтажника, не забыв занести информацию о проверочном звонке и дислокацию со слов сотрудника в специально созданную таблицу. А спустя пару дней, запросив детализацию, посмотреть столбец «БС» (Базовая Станция) и с помощью друзей получить информацию о местонахождении вышки сотовой связи, через которую коннектился абонент. Сейчас, кстати, такая информация указывается уже во всех детализациях по умолчанию. Зная номер «БС», можно легко найти в интернете информацию о дислокации «соты» и узнать район, где находился в то время абонент: на ПС «Хлебниково» или в районе метро «Митино» (по адресу постоянной регистрации)…

Таким образом, путем проб и ошибок, методом убеждения руководства и настойчивости, удалось оперативно решить поставленную задачу при отсутствии сил и средств. И уже в конце 2009 года никто из проверяемых монтажников не пытался обмануть работодателя, а количество «переработок» снизилось до приемлемого уровня.
Если говорить о решении подобной проблемы в настоящее время, можно установить портативную СКУД или веб-камеру, но 7 лет назад мне приходилось решать вопрос своими силами в условиях полного отсутствия какого-либо финансирования…

Напоследок хочу пояснить: изначально неверный путь к решению проблемы – это тоже полезный опыт для любого сотрудника СБ, проба своих сил и осознание того, как нужно работать. Результата достигнуть не всегда просто, но не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

© 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

Rating: 4.0. From 4 votes.
Please wait...