Найм задача трудная, да и найти работу не всегда просто. К собеседованию всегда нужно готовиться и соискателю, и работодателю. Хвала всем прекрасным людям, активно делящимся личным опытом и предлагающим разнообразные советы, как правильно подготовиться к собеседованию, чтобы его успешно пройти и начать или продолжить карьеру в компании мечты. Уверена, многим эти советы помогли. Особенно важны они для тех, кто только начинает свой путь на выбранном поприще. Все ведь помнят свое первое собеседование, это волнение, возбуждение, тревогу и надежду, что выберут тебя и с этого дня начнется совершенно новая жизнь!

Пересматривая советы как правильно пройти интервью, оставить о себе достойное мнение, показать себя с лучшей стороны и т.д., очень часто вижу два важных пункта – 1. Определитесь с выбором и поймите, что вы для себя хотите и 2. Не лгите, говорите правду.

Очень правильные советы. Есть большая разница между “куда возьмут, туда и я” и “да, вот это есть оно, мое призвание”. Любимая работа настолько вдохновляет, что есть ощущение, как будто крылья выросли. И понедельник становится не худшим, а лучшим днем недели. Может это конечно кажется утопией, но я, к примеру, нашла свое дело и счастлива. Всем этого желаю.

Что касается лжи, маленькой или большой, то лгать не просто не стоит, а это определенно опасное занятие в век интернета и социальных сетей. У лжи ноги коротки все слышали? Вот как раз эти ноги стали еще короче с тех пор, как появилась возможность находить любого человека и информацию о нем. Инстаграм, Фейсбук, Вконтакте, Одноклассники и т.д. могут дать много нужных сведений людям, заинтересованным в вашей персоне.

Надеюсь, к этим советам прислушиваются. Но не только соискатели, а также и работодатели. По той простой причине, что собеседование – процесс двусторонний. И если можно поймать на лжи кандидата, то и ложь работодателя рано или поздно тоже становится явью.

Соискателю советуют определиться с тем, какая позиция его интересует, также и работодатель должен понимать, какими навыками должен обладать человек, которого он хочет видеть на конкретной позиции. В вакансиях перечисляются пункты, которые соискатель должен удовлетворить. Иногда этих пунктов великое множество и некоторых людей, которые вполне соответствуют должности, вакансия отпугивает. Это плохо, но бывает. Потом идет отбор, выбирают долго, в несколько этапов, иногда несколько месяцев. А в последний момент работодатель выбирает того, кто попросил меньше зарплаты.

Понятно, что карман работодателя не резина и она не растягивается по желанию, но если есть строгие границы условий, можно ведь их указать изначально и спасти рекрутеров и HR от лишней траты времени?

Надо понять и принять, что когда работодатель указывает в вакансии, что ему нужен человек, работающий в конкретной сфере не менее 8 лет, имеющий опыт построения и управления командой не менее 5 лет, создающий и проводящий презентации для клиентов, составляющий годовые стратегии, проводящий переговоры с клиентами и подрядчиками, и тем более способный выявить недобросовестную работу поставщиков, а потом берет на работу человека, который не был на руководящей должности и ни стратегии не писал, ни команду не создавал, и в работе подрядчиков глубоко не разбирается, а в переговорном процессе так вообще не участвовал, тут вывод напрашивается сам по себе и не в пользу работодателя.

В одной сфере работающие люди знакомы между собой, существуют социальные сети, люди делятся друг с другом информацией и такие случаи не остаются тайной. Зачем перечислять требования к кандидату, если первое и самое важное требование – низкая зарплата? Это к примеру. Был случай, когда коммерческий директор одной очень известной телекоммуникационной компании взял кандидата из конкретной страны, хоть он и не соответствовал требованиям вакансии. Из других стран он всех соискателей отмел. И искали полтора года! Теперь сидит этот коммерческий директор, и сам недоволен.

Еще раз – есть контакты, есть социальные сети, люди рассказывают о себе, о новом рабочем месте, о своих достижениях, обновляют статусы и все всем видно. Люди способны видеть и делать выводы, а также они могут позвонить, спросить, и получить информацию по разным каналам. Соответственно, когда компания предъявляет одни требования к кандидату, а потом нанимает на работу человека, который откровенно этим параметрам не соответствует, заинтересованные в вакансии люди легко об этом узнают и теряют доверие к компании. Поделитесь пожалуйста своим опытом. Был у вас такой случай что подходящему человеку отказали по национальным, финансовым, или каким-то другим причинам, а взяли на работу не соответствующего вакансии, более недорогого кандидата?

Теперь о лжи.

Приходилось ли вам на собеседовании выслушивать от работодателя перечень выгод и благ работы именно в его компании? Вам перечисляли огромный список преимуществ перед другими, конкурирующими предприятиями? А были обещания насчет карьерного роста, тренингов за границей, обучения и развития? Вам говорили про дружелюбный коллектив, чай/кофе, плюшки/няшки, оплату сверхурочных? И если вам повезло, и вы получили работу, поделитесь пожалуйста, сколько пунктов из обещанного работодатель выполнил?

Придя на работу, и ожидая одно, получив совершенно другое, разве сотрудник не разочаруется? Работодателя ведь разочаровывает то, что у сотрудника не оказывается нужных навыков и ведь сразу высказывается сожаление, что кандидат перехвалил себя, а рекрутер неодсмотрел и не проверил?! Сотрудник тоже сравнивает очевидное и реальное с обещанным и наверное думает про себя – “ну и классно, что я переврал про свои знания, ведь они тут тоже не святые”. Если компания от соискателя ожидает искренности, почему бы не подумать о том, что соискатель может ожидать того же самого от нанимателя. Тем более, что разочарованный человек начинает искать другую работу, а работодатель вынужден заниматься постоянным наймом.

Мы недавно наняли в фармацевтическую компанию человека, который ранее работал на позиции начальника рекламного отдела в одном из рекламных холдингов. Беседу с нами он вел крайне осторожно и вместе с другими требованиями просил показать будущее рабочее место и туалеты в офисе. В противном случае он отказывался принимать предложение. Как оказалось, когда его принимали в холдинг, были даны конкретные обещания и по заработной плате и по условиям работы. Ничто не предвещало беды. В холдинге работали молодые люди, у них была хорошая клиентура, офис находился в приличном здании, планы у начальства были амбициозные, вроде никто без дела не слонялся и создавалось впечатление активного, имеющего одну цель, коллектива. Так вот, наш герой уволился с предыдущей работы, вышел в холдинг и 1. Пока он сам не принес из дома компютер, ему не на чем было работать, 2. За год работы в холдинге его 8 раз переводили из одной комнаты в другую, притом за стеной одной из этих комнат проводили сьемки и он не мог даже по телефону разговаривать, потому что его голос был слышен через стену и режиссер пару раз устраивал серьезный скандал и требовал, чтобы он заткнулся, 3. На всю команду в 5 человек была одна телефонная линия и стоял только один аппарат. Понятно, что есть мобильный, но иногда нужно и на городской звонить, 4. Обещанные бонусы он так и не получил, 5. Про туалеты сказать стыдно, промолчу…

Меня удивил тот факт, что человек проработал год в таких условиях. Он сказал, что ребята были неплохие и его останавливала команда. Но потом он понял, что несмотря на все его старания, на прибыль, который он и его команда приносили, неправильное ведение бизнеса учредителями уже подрывало компанию и он решил уйти. Насколько снаружи все казалось успешным, настолько все изнутри было плохо. Воистину, не все то золото, что блестит. Жалко, когда все усилия проходят даром. Кстати, через 6 месяцев после его ухода прибыль у холдинга упала на ноль а еще через год он закрылся.

Как рекрутеры и HR делятся опытом и рекомендациями о кандидатах, также и соискатели и сотрудники обмениваются информацией и о компании, и о поведении HR, владельцев или директоров, об условиях работы и наличии соцпакета и т.д.

Когда соискателю обещают одну зарплату и условия оплаты, а на деле он получает меньше, когда берут на работу экспата и не оформляют на работу, предварительно даже не обговорив этот момент с ним, когда учредитель компании вбегает в комнату, где еле умещаются 4 человека и кричит, что тут можно посадить еще четырех и пусть потеснятся, когда в туалет зайти невозможно, когда сотрудники сидят на плохо застекленном балконе, где зимой не работает отопление, а летом никакой кондиционер не может убавить жару, тогда работа не в радость, даже если это работа мечты. Человеку нужны человеческие условия. Просто, элементарные. Мы не говорим об евро-ремонте и кресло-массажерах, хотя такие есть в некоторых офисах. Разговор об элементарном соблюдении человеческих условий, которые определены законом.

Резюмируя, скажу, что да, советы: 1. Определитесь с выбором и поймите, что вы для себя хотите и 2. Не лгите, говорите правду, работают, только если они выполняются с обоих сторон. И соискатель и работодатель должны помнить, что не нужно самим подрывать свой авторитет на рынке. Потом восстановить его очень трудно. Лучше предложите другим то, что требуете от них. Хорошие примеры тоже бывают заразительны.

© 2017, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

No votes yet.
Please wait...