Владимир Зима

Безмозглые сотрудники и супершефы

«Хочешь сделать хорошо – сделай это сам!». Если представить себе информационную войну против эффективности, то это ее лозунг.

— Ты зачем пошел?! – вопрошает мать дитя, сделавшее первый шаг. – Лежи! Я сама тебя донесу.

— Ня-ня-ня, ма-ма, ням-ням, уууУУу, – говорит дитя

— И нечего возмущаться, – отвечает мать. – Самостоятельность будешь проявлять, когда вырастешь. А пока делай, что говорят.

А когда дитятку исполняется 25 и оно приходит (кстати, очень неуверенной походкой) к маме и говорит «Дай денег!», та начинает возмущаться и требовать срочно устроиться на работу. И в ответ получает, в лучшем случае, недоумевающий взгляд, а то и полный комплект возмущения.

И тогда несчастная-разнесчастная мать встречается с такой же подругой, выпивает горькую и жалуется на дитятко. Что, мол, не хочет ничего в жизни. Самостоятельности никакой. Инициативы не проявляет. А думать вообще не хочет.

Тяжкий крест руководителя

Начальники регулярно жалуются на подчиненных. «Главная проблема в том, что они совершенно не хотят думать и принимать решения!» — эти слова говорят десятки руководителей. А потом печально добавляют: «Даже понять не могу, не хотят или не могут».

Начальники, если они, конечно, начальники по своей сути, а не только по названию должности, хотят результатов. Любой ценой. Даже ценой бессонных ночей, стрессов, переработок и сердечной боли. Результат должен быть. И того же они хотят от подчиненных.

Но ведь «если хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо – сделай это сам». И вот уже начальник сидит ночами и правит отчеты, присланные подчиненными, сам звонит поставщикам и клиентам, готовит презентации и пытается быть везде.

А вечерами, с трудом притаскивая вялое тело домой, падает в кровать, пытаясь заснуть под аккомпанемент мыслей о невыполненных задачах и неответственных подчиненных.

Сам бездельник – научи другого

Каждый раз я задаю руководителям один и тот же вопрос: «А что ты сделал для того, чтобы подчиненные думали и принимали решения?».

И чаще всего, оказывается, что ничего. Отношения с сотрудниками у таких руководителей складываются по одному и тому же алгоритму. Сначала новый человек приходит работать, не имея достаточного опыта. Причем, даже не обязательно опыта работы по своей специальности. Он просто еще не знает неписаных правил. Не знает особенностей характера руководителя. И значит, требует внимания и контроля. В это время вполне логично со стороны начальника оказывать человеку помощь в выполнении работы.

А потом человек вливается в работу. А вот руководитель продолжает принимать за него решения и поправлять его косяки собственным личным вкладом. И это можно понять. Выгода есть для обеих сторон. Исполнитель привыкает к тому, что серьезно стараться не надо. А руководителю намного легче делать исполнительскую работу, чем свою собственную. Чем руководить.

И каждый из них знает, чем себя оправдать. У одного начальник – сатрап. А у другого – подчиненный безынициативный бездельник.

Супершефы

Так и рождаются супершефы. Они всемогущи. Они не могут ошибаться. Ну, точнее они сами в это свято верят. Ведь они постоянно все исправляют за своими подчиненными. Выполняют работу целых отделов. Постоянно жалуются на безмозглых сотрудников, которые ничего не могут сделать правильно. И совершенно не хотят учиться управлять, заявляя, что и так все умеют.

А сотрудники? Они прекрасно приспосабливаются, манипулируя супершефами и перевешивая на них свою работу.

© 2015 — 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

No votes yet.
Please wait...