Власть картинки – это способность вызвать в другом живом существе реакцию подчинения, сотрудничества и желания поделиться всеми видами ресурсов, не произнеся ни слова, самим фактом своего нахождения здесь и сейчас: выражением, лица, позой, жестикуляцией, морщинами на лбу, осанкой, походкой. Прирожденные лидеры (харизматики от бога, альфа-самцы) быстро развивают в себе «животную» способность воздействовать на мужчин и женщин без слов. Способность оказывать влияние на других людей за счет управления мимикой, жестами, положением тела и конечностей – основана на древних инстинктах первобытных людей.  

Принципиальное отличие власти картинки от власти эмоций в степени детализации. Эмоции — это мелкое изменение, например поднятая бровь на лице. А картинка это цельный образ руководителя, на который у подчиненного уже сформирована эмоция или стереотип узнавания.
Основной канал информации о внешнем мире для нашего сознательного и бессознательного – это зрение. Мы способны заметить множество мелких деталей, получить огромный объем информации, однако мы рационализируем и осмысляем лишь малую часть входящей визуальной информации. Обработка остальных данных производится инстинктивно и рефлекторно.

Наше бессознательное под властью образа, картинки, впечатления, может запускать любые инстинкты и рефлексы: ужас, страх, радость, вожделение, восхищение, зависть, слюноотделение, похоть, подчинение, тревогу.

Правильная «картинка», сформированная у самца перед битвой за самку или за главенство в стае, позволяет предотвратить реальную битву. Более слабый соперник «увидит» свое неизбежное поражение и примет позу подчинение без боя. 

Подобные навыки «по легендам» были у мастеров восточных единоборств, один «показывал» свою картинку, другой внимал, и схватка прекращалась, не начавшись, ибо исход был заранее известен (посмотрите любой гонконгский кунфу боевик). Этот ресурс власти картинных образов реализован  в фильме «Звездные войны» в лице мастера Йоды. Маленькое зеленое трехпалое существо, но с ним бояться связываться все в галактике.

Ухаживание за самкой у большинства биологических существ — это тоже процесс создания «картинки». У кого более «правильная картинка», тот и получит право продолжить свой биологический род.

Правильно обставленное публичное появление руководителя, лидера, вожака подавляет волю людей, формирует желание смириться и подчиниться, даже если он рта не раскрыл. Воздействие происходит напрямую, на бессознательное в личности другого человека. Срабатывают внутренние биологические механизмы подчиненности. Подобный феномен психологи называют «гало-эффект».

Властью картинки пользуются все авторитарные лидеры, соединяя свой образ и ритуал. Например аплодисменты, переходящие в овации, товарищу Сталину, массовые митинги на Кубе и Венесуэле, гитлеровские парады. 

Власть картинки применялась с глубокой древности в армии и в религиозных обрядах.

 

Традиционно главный военный начальник на самом большом коне (слоне, верблюде, троне, барабане) в самых ярких доспехах, в самом здоровенном головном уборе, на локальной возвышенности дает сигнал войскам идти в бой. Солдатам легче сражаться и умирать, когда они видят руководителя лично, или хотя бы его личный штандарт над войсками.  

Глава любого религиозного культа одевается, ведет себя и говорит так, чтобы одновременно решить две задачи: быть отличным от окружающих (подчеркивая это неким особым образом), и быть узнанным (узнаваемым) последователями. 

Аналогичный прием использует большинство артистов, они долго ищут свой образ, но затем всеми силами сохраняют его на долгие годы. Это иногда называют имиджем. Боярский в своей неснимаемой шляпе, Градский со своим пузом и вьющимися волосами, Михалков с усами — артист во время любого публичного появления, должен успеть и суметь войти в свой узнаваемый образ, включить картинку.

Очень важно понимать, что сами по себе усы, шляпа или пузо не делают артиста узнаваемым. Когда артист или политик входит в «образ», люди чувствуют исходящую от него «энергию»! Естественно такой расход личной психической энергии не проходит бесследно. Нужно уметь включать и выключать «картинку». И это принципиальное отличие имиджа (одежда, образ, стиль) от властного воздействия «картинки»! Имидж — это просто форма, лишенная содержания и энергетики, содержанием ее наполняет конкретный человек.

Кто помнит, был такой сатирик-юморист Михаил Евдокимов, он создал на сцене образ «русского мужика» и стал настолько узнаваемым, что смог стать Губернатором Алтайского края! В Америке после Рональда Рейгана (в прошлом известного актера), ставшего президентом, в Губернаторы избрали Арнольда Шварцнеггера и Джейсона Вентуру (они вместе снимались в нескольких боевиках).  

Во время форума Synergy Global Forum у меня была возможность более 3 часов, с небольшими перерывами, наблюдать за Радиславом Гандапасом. В момент его выступления на сцене, в момент фотографирования с поклонниками, в момент интервью, и в моменты общения с супругой (продюсером),  в моменты отдыха и перекуса. У меня было полное впечатление, что я видел разных людей. Радислав умеет в нужный момент, как по щелчку пальцев включать «Радислава Гандапаса». И выключать в моменты отдыха, общения с близкими людьми. Меняется все: выражение и блеск глаз, осанка, поза, движения рук и ступней ног. Он как будто становится ниже, мягче, похож на сдувшуюся резиновую игрушку.

Сходным образом ведет себя Владимир Жириновский. Умный талантливый человек, семьянин. Но когда включаются телекамеры, он врубает «Владимира Вольфовича — сына юриста» — и во все стороны летят эмоции, слюни, резкие слова. С возрастом он стал выступать реже — годы берут свое.

Власть картинки — в рисунках, фотографиях, принтах и картинах.

Если у вожака, обладающего властью картинки, уже сформирован миф и легенда (см. социальные виды власти), его стилизованное Изображение (картинка), выделяющее яркую индивидуальность лидера (например: изображение Че Гевары, образ Иисуса Христа), имеет силу само по себе! 
В нашей стране в кабинете каждого госслужащего традиционно висит портрет руководителя страны (так повелось еще с екатерининских времен). Это не просто безликая картинка или фотография, не имеющая ценности и смысла.  Каждому входящему ясно, от чьего имени здесь осуществляется управление и принятие решений.

Сравните два изображения: фотографию ребеночка (кошечки) и фотографию руководителя (Сталина, Путина, Жириновского, Генерала Лебедя). Ми-ми-мишная фотография вызывает целую гамму не сфокусированных приятных эмоций, но никакой позыв не формируется, не хочется ничего делать, никуда бежать. Фотография руководителя вызывает значительно более четкие образы и реакции. А если фотография удачная, так и хочется встать по стойке смирно и отдать честь)))

Власть эмоций тесно связана с властью картинки. Однако есть существенная разница. Эмоция не может существовать самостоятельно и независимо, она жестко связана с конкретным человеком. Эмоцию мы проявляем индивидуально. А «картинка» лидера  может иметь власть над людьми, независимо от того, жив человек или нет. Это активно используют в любых культах и религиях. 

Искусство: картины, статуи, барельефы, фотографии, шаржи — только тогда оказывают на нас воздействие, когда мы знаем «куда смотреть». Только тогда «шедевр» вызывает у нас чувства и эмоции. Опытный экскурсовод умеет в музее даже толпу детей поразить картиной, просто указав, куда смотреть! Искусствовед способен получить целую гаму разных чувств даже от современного искусства (опыт и образование). Обычный человек способен оценить произведение, только если он его «узнает»! 

Фотографов (опытных монтажеров, режисеров) ценят именно по способности «поймать момент», создать такую картинку, такой образ, который вызовет четкую однозначную реакцию смотрящего: Смех, слезы, радость, любовь, гнев, ненависть, страх, ужас.  

Алан Пиз как-то рассказывал о знаменитой статуе Родена, которую называют «мыслитель». Кто не помнит — бронзовый,  зеленоватый, мускулистый мужчина сидит на камне. Одна рука локтем на колене. Голова склонена и упирается в согнутую руку. Выглядит так, как будто мужчина глубоко задумался)))

Алан убедительно доказал, что такая поза не физиологична для задумчивости. В таком состоянии люди не думают и не размышляют. В такой позе люди в отчаянии, в депрессии, в кризисе! Фактически это статуя мужчины в депрессии — а журналисты называют её мыслитель))

Удачные узнаваемые образы активно используются в рекламе и в политической пропаганде. Плакат «Родина-мать зовет», «Ты записался добровольцем» оказался настолько удачным, что его использовали и фашисты, и коммунисты, и американские капиталисты. Художники и дизайнеры смело заимствуют друг у друга идеи удачного воплощения побуждающих к действию, а не созерцанию, эмоций.

 

Власть картинки (в настоящее время) – основной инструмент влияния на огромные массы людей благодаря средствам массовой информации (реклама, пропаганда). Однако создать влияющую картинку для конкретного руководителя очень сложно, трудно и долго. Требуется длительный воспитательный процесс. Пиарщики называют это процессом формирования имиджа.

Руководитель предприятия в нашей стране может значительно снизить собственные расходы на внутреннюю безопасность, контроль, мотивацию персонала, если научится создавать правильную картинку для своих подчиненных и сотрудников. Это ключевая ценность «власти картинки» в управлении людьми, особенно в удаленных регионах. 

© 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

Rating: 4.7/5. From 6 votes.
Please wait...