Исполняется с надрывом в голосе. Жалостливо. За последние годы несть числа статьям типа: «Внутренний аудит умирает?» и конференциям с лейтмотивом «Как внутреннему аудитору стать полезным». Когда такая конференция проводится в десятый раз, это как бы о чём-то намекает. Что случилось и куды бечь — смотрите всё здесь на двух картиночках.

Небольшие пояснения: на картиночках ниже — соответствие компетенций внутреннего аудита и изменения окружающей его действительности за последние 20 лет. Даже не верится, что я такой старый — но я видел это всё в натуральном выражении.

У аудитора три источника информации. Условно назовём их: 1)»файлы» — это информация в электронных системах; 2) «документы» — это бумага; и 3) «люди» — получение от них информации, в интервью. Их он исследует и делает выводы, полезные и нужные — и не очень. За что ему и платит хозяин. Или не платит.

Чтобы анализировать информацию, аудитору нужны компетенции. В ИТ — чтобы получать информацию из файлов, баз данных и информационных систем. В документообороте — чтобы видеть ошибки в документах; в проведении интервью — чтобы извлекать информацию из людей. И вот что получается.

1995 год — золотой век внутреннего аудита:

 

1995 год: компетенции внутреннего аудитора более-менее совпадают с той информацией, которую ему приходится анализировать. В умении найти и открыть файл в Windows XP он, пожалуй, превосходит рядового бухгалтера. Документы он читает на 5+, с людьми умеет беседовать, но на уровне обычных бытовых навыков (профессионально проводить интервью его никто не учил). Итого, совпадение навыков внутреннего аудитора с источниками информации — 78%. Так жить можно.

Наступил год 2016. Что мы видим, так сказать, что лицезреем:

2016 год:

«файлы»: всё больше документов находятся в потустороннем для аудитора электронном мире, всяких АСУТП, САПах и прочих системах. Добавились Big Data и IoT, пошли разговоры про AI. Мир вокруг как-то сильно изменился. А внутренний аудитор всё в прошлом десятилетии — с трудом может найти файл на компьютере, а чтобы написать скриптик на Python или VBA — и мечтать не приходится.

«документы»: — здесь навыки на 5+, только одна беда — документы, содержащие ценную для аудита информацию, давно уже где-то там, в недрах ИТ систем;

«люди»: — стало как-то даже хуже. Молодое поколение аудиторов привыкло общаться в стиле смс, в соцсетях. А вот в личном общении напоминают… как бы так сказать — дерево. Причём неотёсанное. Проводить интервью их так никто и не учит.

Итого, совпадение навыков внутреннего аудитора с источниками информации — 41%.

Вот и всё. Чем меньше внутренний аудитор умеет использовать источники информации, тем менее полезны его выводы. Чем менее полезны его отчёты, тем менее полезен он сам.

А куды бечь — оно понятно. Знание ИТ на уровне VBA, Python, C++ должно стать стандартом. Так же, как проведение интервью на уровне профессионала. Случится ли это, или внутренние аудиторы превратятся в декоративных рыбок в аквариуме корпоративного управления?

© 2017, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

Rating: 5.0. From 1 vote.
Please wait...