Недавно повела племянника в парк. Он там наигрался вдоволь и перед тем, как вернуться домой, я решила купить ему сладостей. Мы зашли в пекарню и малыш выбрал себе маффины и булку. Это была большая оплошность с моей стороны – ребенок уже успел проголодаться, а я ему все это, как красной тряпкой перед быком. Само собой, как только мы вышли из пекарни, он стал требовать свой трофей. Не знаю, правильно это или нет, но я придерживаюсь мнения, что сладостями обедать нельзя, сперва нужно поесть суп, второе, а уж потом дессерт. Тем более, что племянник мой ест мягко говоря проблематично. Он очень часто отказывается от еды и перебивать аппетит ему не хотелось. Родители, у которых такие дети, меня поймут. Но с другой стороны, как отказать ребенку, который говорит – я голоден, дай поесть, ведь ты позволила мне выбрать? Я что, зря выбирал?! Я хорошо понимала, что если он поест сладости, то может отказаться от обеда, но расстраивать его и доводить дело до слез совершенно не хотелось. Поэтому я выбрала другой путь и сказала ему – я верю, что ты взрослый человек и отвечаешь за свои решения, ты сейчас сьешь булку, но ты поешь и обед, когда мы придем домой. Он согласился и обещал поесть суп. Поедая булку, он приговаривал, что это самая вкусная булка в его жизни.

Придя домой, мой племянник сдержал свое слово. Это был тот редкий случай, когда он сьел всю тарелку супа, не проронив и слова упрека, что мы ему много налили. Само по себе, даже не думая об этом, я смотивировала молодого человека на героический поступок – тарелка была опустошена.

Что стало мотиватором в этом конкретном случае? То что я позволила сделать что он хотел?  Или мое доверие к нему? А может просто то, что ему не испортили настроение, не заставили плакать и выпрашивать то, что он хотел? Тут конечно, главным был результат. И ребенок счастлив, и родители довольны. Но как добиться такого результата в повседневной жизни? Как правильно мотивировать?

Для грамотной мотивации нужно точно осознавать, что надо человеку, что им движет. Племянник мне хоть честно признался, что нужна булка. А что делать, если мы на работе и человек не говорит, чего ему хочется? Есть сотрудники, уверенные в том, что в компании должна существовать система мотиваций. Одна на всех. Бытует еще одно мнение, что мотивация вообще не нужна. Мол, все сводится к деньгам – платишь больше, с тобой остаются все, не платишь – люди переходят к другим. Спорить с этим утверждением сложно. Для некоторых деньги – это все. Но как показывает практика – не для всех. Уверена, вы знаете людей, которых пытались перекупить, но не смогли. Почему?

В систему ценностей человека входят многие компоненты. Да, деньги в их числе и это правильно. Но кроме денег есть еще – стабильность, окружение, признание, удобный график и т.д.

Разработанные системы мотивации ничего не стоят, пока мы не осознаем, что сперва надо понять кого мотивировать и потом решать – как. Помните фильм “Дьявол носит Прада”? Одно предложение, сказанное Мирандой – В итоге Вы разочаровали меня куда сильней, чем любая из этих глупых девочек, — произвела такой эффект, что героиня фильма полностью пересмотрела свои жизненные ценности и совершенно изменилась. Сейчас разговор не о том, было это правильно или нет. Эта была мотивация. И кстати, ей не увеличили зарплату, не выплатили премию, не подняли в должности. Отнюдь. Просто сказали ровно то, что побудило ее к действию. Она начала активно доказывать, что создана для этой работы и ей не все равно. Андреа стала показывать результат. Правда, второй раз пришлось ее припугнуть увольнением, но она и в этот раз справилась.

Я никого не призываю к применению таких садистких методов мотивации. Это просто пример, что в каждом случае работает разный способ. Главное, найти нужный.

Мотивируя сотрудников мы всегда должны помнить про то, что конкретно мы в них поощряем. Если вернуться к истории с моим племянником, то это очень показательный пример. Как часто бывает, что ребенок что-то просит, а мы по каким-либо соображениям ему отказываем. Он хочет сладкое до еды, а мы ему – нет, нельзя, аппетит перебьешь, он хочет поиграть, а мы ему – а ну, садись за уроки, ничего не успеешь. Если просьбой не добьется, ребенок попытается получить свое через слезы и зачастую, лишь бы он не ныл, мы позволяем ему делать то, что не разрешали, когда он просто просил. В результате, в следующий раз он не будет просить, а сразу начнет ныть и плакать, чтобы получить разрешение на желаемое. Мы удивляемся, почему он ноет, почему не может говорить нормально, но забываем, что сами являемся причиной такого поведения. Ведь он просил нормально, а мы не дали. Он заплакал – мы разрешили. Значит что нужно делать, чтобы добиться результата? Правильно – плакать и ныть. Он нас разводит на позволение, а мы его мотивируем на слезы. Чем чаще награждается плач, тем быстрее ребенок убеждается в мысли, что это лучший способ влияния на родителей. Мы сами воспитываем в ребенке понимание, что нытье поощряется. Мы сами мотивируем его плакать.

А как на работе? Как не прискорбно, там то же самое. Руководители часто поощряют не тех, кто показывает результат, а тех, кто ясно дает понять, что недоволен. Большей частью внимание обращается именно на сотрудников, которые жалуются. На самом деле, зачастую внимание и есть то самое важное, что сотрудники ожидают получить от руководителя.

Вспомните, сколько раз вы поощряли эффективных и лояльных сотрудников? Разве не преобладают мысли типа — он годами работает, будет и дальше работать, или ну, сидела она на работе, вместо того, чтобы взять больничный, значит не сильно болела, или, ну сделал он расчеты и клиент остался доволен, и что? Не аплодировать же по каждому поводу?! Даем премии раз в год, устраиваем корпоративы с бесплатной едой и выпивкой, и достаточно, хватит с нас.

А не хватит.  Корпоративы хорошо, но это не признание достижения сотрудника – каждого по отдельности. Надо каждый раз показывать признательность, потому, как не будет он всегда у вас работать, и она тоже, очень болела, ей было тяжело, но она пересилила боль и осталась, доделала работу, потому, как лояльна, и также не все могут сделать такие расчеты, чтобы получить похвалу клиента. Если вам повезло и у вас такие кадры, уж показывайте им свою признательность. Открыто демонстрируйте, что вы в них цените результаты, преданность, положительный настрой, смекалку, инициативу. Бесплатная выпивка приедается, корпоративы переходят в привычку, а человеческие отношения и признание бесценны и они остаются на всю жизнь.

Надо четко разграничить и всем дать понять, что поощряется в компании. Не ждите, когда люди начнут возмущаться, хмурить брови и фыркать. Всегда можно вырвать время и поговорить с эффективными сотрудниками. Спросить, как у них дела? Как семья, здоровье? Поблагодарить, сказать комплимент, приятные слова.

Я знаю компанию, где директор устраивал постоянные проверки сотрудников. Он ясно давал понять, что не доверяет людям. Ему несколько раз обяснили, что так делать нельзя, он распугивает сотрудников, демотивирует их, но он упорно продолжал гнуть свою линию, причем, довольно грубо. В один прекрасный день люди начали уходить из компании. Самоуверенность директора сразу куда-то пропала. Он даже начал писать всем извинительные письма, назначил тимбилдинг и толкнул там речь про доверие и командный дух. Но было поздно. Кстати, он там больше не работает.

Не относитесь к мотивации, как к вынужденному, навязанному извне шагу. Это не страшная кара, а ваше решение для улучшения рабочей атмосферы, повышения результативности, построения единой, крепкой команды. Помните, что ваше даже простое спасибо вам же и вернется сторицей. Довольные люди счастливы, а хорошие эмоции заразительны. Разработайте свою систему мотивации. Конечно, сделанная один раз, она не будет оставатся неизменным, словно шедевр мирового искусства, а будет каждый раз дополняеться и совершенствоваться.

Удостоверьтесь, что заслуги ваших сотрудников признаны. Те, кто верен вам и вашему бизнесу, заслуживают похвалу и поощрения. Это тяжелая задача, но результат стоит того.

Да, и не надо думать как мотивировать алчных людей. Если человеком движут только деньги, все остальное теряет смысл.

© 2017, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

Rating: 5.0. From 3 votes.
Please wait...