(Данная статья написана весной 2014 года, но актуальна так, как будто написана только что).

Не проходит и дня, чтобы не появились новые многочисленные прогнозы изменений в макроэкономической ситуации. А в связи со значимыми событиями в мире кажется, что только ленивый не придумал свою страшилку. Да, экономическая ситуация изменится. Она это делает постоянно. Конечно же, хочется знать заранее, какую гадость она подкинет в следующий момент, чтобы быть во всеоружии.

Всё множество прогнозов можно разделить на несколько категорий:

• Спонтанные. Их можно ещё назвать «блиц», умозрительные, поверхностные. Обычно их рождают журналисты ежедневных средств массовой информации и люди, которых эти журналисты считают экспертами. Такие прогнозы появляются под влиянием какой-то новости или вопроса, заданного эксперту. Они основаны на мыслях, пришедших в головы авторов одновременно с желанием что-то спрогнозировать;

• Товарные. Это прогнозы, составление которых продано (втюхано) заказчику с обещанием выдачи научно обоснованных рекомендаций. От торгового предложения уличной гадалки они отличаются применяемой терминологией, красочным оформлением в толстых отчётах и живописных презентациях, а также многочисленными ссылками на «авторитетные» источники;

• Исследовательские. Они же – внутренние, составляемые в целях корпоративного планирования. Те из них, которые публикуются для всеобщего ознакомления, очень похожи на «товарные» прогнозы. Разница в том, что авторы получали за них зарплату и очень хотят показать всем, какую красоту они состряпали;

• Заказные. Их задачей является побуждение целевой аудитории к совершению определённых действий. Они характеризуются высокой степенью расстановки акцентов на «первоклассности» людей, организаций, источников данных, модных научных теорий и т.д., задействованных при разработке и рецензировании прогнозов.

Моё негативное отношение ко всем перечисленным типам прогнозов не зависит от их оптимистичности или пессимизма. Я понимаю, что это – один из рыночных продуктов, за создание которого кто-то платит. Вот их и составляют. Мне не нравится то, что этот «концерт» наносит ущерб легковерным людям, поверившим «экспертам». Особенно, когда один и тот же заказной прогноз перепевается безответственными говорунами. Безответственными потому, что когда прогноз не сбудется, в своё оправдание они запросто найдут или притянут за уши множество веских аргументов, предусмотреть определяющее влияние которых было невозможно. А если несбывающийся прогноз долгосрочный, то его успеют заменить другим. Причём без извинений перед пострадавшими и, тем более, без компенсации им ущерба от следования рекомендациям предыдущего.

Яркий пример этих дней: В каком-нибудь прогнозе, опубликованном в 2013 году, предусматривался ли вариант насильственного свержения власти в Украине? В том-то и дело, что нет. А ведь на основании тех прогнозов кто-то уже принял и даже начал реализовывать инвестиционные решения. Конечно, может быть, произошедшие и грядущие в Украине изменения добавят преимуществ таким проектам. Но деньги любят тишину и спокойствие.

Ещё один свежий пример – прогноз, изданный Еврокомиссией в феврале 2014 г. Он гласит, что в экономике Евросоюза почти всё хорошо, а вот для России он неутешительный. Таким ненавязчивым способом Еврокомиссия рекомендует не вести бизнес в России и не развивать российские предприятия.

Поэтому я уподоблюсь профессору Преображенскому из «Собачьего сердца» М. Булгакова, который сказал: «И – боже вас сохрани – не читайте до обеда советских газет». Я рекомендую не читать никакие прогнозы дальше заголовков. В них же не описаны мотивы авторов, ни один из которых не является научно признанным ясновидящим.

А вот на то, чтобы негативные пророчества не сбылись для вашего предприятия, или хотя бы не оказали существенного влияния на ваш бизнес, потратить время и силы стоит. Что делать?

Во-первых, найдите способы повысить устойчивость вашего бизнеса. То есть расширьте клиентскую базу и номенклатуру товаров и услуг, повысьте качество управления работниками.

Во-вторых, увеличьте маркетинговые усилия, улучшите качество вашей рекламы, оторвитесь от конкурентов, предложив рынку то, что не предлагают они.

В-третьих, тщательно проанализируйте свои риски, чтобы где-то дополнительно подстраховаться, а где-то прекратить опасливо ограничивать свой бизнес.

Знаю, что эти рекомендации звучат слишком обще и банально. Но даже такие общие слова не слышат предприниматели с потухшими глазами, опустившие руки, начитавшись и наслушавшись пессимистических прогнозов.

Когда в 2008 году рушились банки, управлявшие триллионами долларов, оказалось, что есть люди, самостоятельно просчитывающие развитие ситуации на рынках. Они честно заработали большие деньги. Например те, кто в 2007 — 2008 годах скупал дефолтные свопы, конечно же, в какой-то мере рисковали. Но делали это, разумно оценивая рынок, не уподобляясь азартным надувателям ипотечного пузыря.

Они – не умнее и не квалифицированнее вас. Они просто не поленились подумать и не стали ждать, когда придут лучшие времена, обещанные оптимистичными прогнозами. Они не сдались на волю обстоятельств, напророченных пессимистичными предсказателями.

Исключение влияния разного рода сторонних прогнозов на принимаемые вами решения не отменяет планирования деятельности вашего предприятия. Хотя планирование подразумевает и самостоятельное прогнозирование, но оно же не обязывает вас опираться на чьи-то измышления. Составляя планы, начните их «с конца». Представьте себе, что планируемая цель достигнута. Затем определите, каким должен был быть последний шаг к ней. Сформулируйте его в прошедшем времени. И так «вернитесь» к первому шагу. План получится более точным, и возможные риски его срыва будут виднее, а значит, вы сможете подстраховаться.

Чтобы прогнозируемые беды не превратились для вашего предприятия в самореализующиеся пророчества, не читайте никакие прогнозы дальше заголовков.

© 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

No votes yet.
Please wait...