Павел Володин

Эффективные продажи технически сложного продукта

Проводя разнообразные тренинги в области продаж технически сложного продукта в различных компаниях, мы почти всегда мы встречаем одну и ту же картину: в большинстве своем, сотрудники отделов продаж таких компаний — целеустремленные, интеллектуально развитые люди. Видно, что люди приходят получить знания и отработать навыки работы в сложных проектах. Работают активно, с интересом. Всегда задают много вопросов. Пытаются вникнуть и разобраться в особенностях продаж технически сложных продуктов. Что особенно ценно — видно, что анализируют свои встречи, сопоставляя их с тем, что дается на тренинге. Видно, что хотят работать и развиваться.

Все это так. Но самое интересное, что и пробелы, мешающие эффективно работать в продажах технически сложного продукта у абсолютного большинства участников одни и те же. И связано это с отсутствием целостности компетенций.

Мы можем выделить две основных проблемы, препятствующие эффективной работе в подобных продажах (эти проблемы не единственные из существующих, но, на наш взгляд, ключевые):

1. Нужно развивать навыки проведения качественных исследований!

Неумение проводить грамотные исследования — это бич сотрудников компаний, продающих сложный продукт. Они сразу пытаются дать предложение со всеми вытекающими отсюда последствиями. Теперь помножьте эту проблему на огромное количество характеристик и преимуществ, сопровождающих сложные технические решения! Только представьте, какой «ушат позитива» выливается на голову бедного клиента!

Очень часто сотрудники нам говорят: «ну как же — мы всегда проводим исследование!!» Но при первых же минутах проведения деловых игр выясняется: под исследованием абсолютное большинство участников понимает уяснение позиций!!! А это — стратегическая ошибка, приводящая к тому, что на вопрос «Что Вы хотите узнать в ходе нашего тренинга?» неизменно находится участник, который скажет «Научите работать с тупыми клиентами!» или «Клиенты сами не знают, что им нужно!» Мы прекрасно понимаем — это не вина продавцов. Они привыкли работать именно так. Подобный метод работы прочно закрепился в их сознании. Видно, что ребята вынуждены работать методом проб и ошибок.

Проще говоря, нельзя заставить человека «работать умнее», его можно только научить этому. А в продажах технически сложного продукта «работать умнее» гораздо важнее, чем «работать больше». Лучше 5 встреч в неделю проводить результативно, чем делать 12 встреч впустую. Поэтому, мы всегда рекомендуем руководителям отделов продаж обратить внимание на это обстоятельство. Особенно при внедрении наставничества.

2. Обращайте особое внимание на знание продукта Вашей компании.

Причем заметьте: именно продукта, а не одной лишь номенклатуры продукции! В большинстве случаев знания только номенклатуры крайне недостаточно. Если сотрудник отдела продаж не владеет примерно 30% знаний технических экспертов, то он также не сможет реализовать на практике навыки продаж в полной мере.

При этом, помимо знаний о продукте как таковом, нужно включать в технический курс особенности применения оборудования на объектах.И этому нужно посвятить не менее 50% времени на техническом тренинге, что мы особенно стараемся донести до людей, занимающихся техническим обучением! Если этому аспекту не уделяется должное внимание, то в продажах неизбежно пострадают две вещи:

  • исследование
  • аргументация

И подменить этот пробел навыками продаж никогда не получится! Если кто-то считает, что для этого есть технические эксперты — мы Вам ответим, что это опасное заблуждение. Ведь сотрудник отдела продаж, не обладающий достаточными техническими знаниями, сорвет сделку уже на ранних этапах, а технический эксперт об этом даже не узнает. Как же технический эксперт спасет ситуацию, даже не зная о ней?

Исходя из нашего опыта и наблюдений на тренингах, пункт 2 также во многом объясняет серьезные пробелы в навыках проведения исследования и является причиной довольно вялой аргументации. Если руководитель отдела продаж не обратит на этот момент самого пристального внимания, результативность продаж не сильно подрастет, даже если сотрудников активно обучать продажам.

Поэтому, мы рекомендуем провести работу по сращиванию технических и коммерческих компетенций. Это позволит сотрудникам отделов продаж получить фактически готовый продукт. Да, эта непростая работа требует особого погружения. Со стороны предприятия, помимо отдела продаж, понадобится задействовать технический отдел и отдел маркетинга. Но мы и не предлагаем Вам волшебной пилюли. Не секрет, что волшебные пилюли продаются только у шарлатанов.

Мы не будем долго говорить о значительном повышении эффективности работы при внедрении подобного комплексного подхода. Смеем предположить, что если Ваш бизнес связан с реализацией сложных решений, Вы и без наших рекомендаций давно задумались над этим вопросом.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ НА ФОРУМЕ

© 2015 — 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

No votes yet.
Please wait...