По милости кризиса ли, или по другой причине в последнее время особо зачастили в компаниях реорганизации, оптимизации расходов, разработки мотивационных действии и решений и т.д. Все то, о чем руководство вспоминает в последнюю очередь, когда дело уже близится к провалу и непонятно, что делать. А еще страшно. В основном за то, что в этом году не получится Бэнтли обновить.

И реорганизации, и оптимизации расходов, и разработки мотивационных действии верное решение, они должны применяться во всех приличных и уважающих себя организациях и компаниях, но эти действия должны быть частью определенной, разработанной и утвержденной системы, а не хаотично возникать во время кризиса или любой панической ситуации и бесследно исчезать, как только, по мнению учредителей и директоров, все наладилось.

Очень странно получается, что образованные, компетентные люди, обладающие многолетним опытом, часто покупаются на наживку мгновенного эффекта от проведенных изменений. За секунду ничто не способно принести успех или разрешить конфликт. Принятые впопыхах решения не убедят клиента остаться с компанией, с которой они уже годы работают без положительных результатов и с уже заметным напряжением в общении. Пока топ менеджмент компании действует по принципу – решаем проблемы по мере их поступления, проблемы будут поступать, а не решаться. Если люди находятся в бизнесе 10-15 лет, они могут предотвратить появление конфликтных ситуаций. Не все, конечно, но многие вопросы опыт и профессионализм позволяют решить заблаговременно.

Одним из таких соблазнов для устранения всех проблем за секунду является привлечение экспатов. Само по себе, действие вполне логичное и разумное, но опять же – если подходить к делу с умом и иметь стратегическое видение развития компании и бизнеса. В случае, если такое решение было принято на скорую руку, без особой вдумчивости и понимания, что же оно даст компании в долгосрочной перспективе, не ждите желаемого результата, а скорее ожидайте, что ваше решение будет способствовать всеобщему недовольству и может даже привести к демотивации локальных сотрудников.

На моем веку с экспатами было связано много вопросов и руководствуясь личным опытом, перечислю следующие:

1. Недостаточность опыта — некоторые компании пытаются найти тех, кто стоит дешевле и у кого нет особых дополнительных требований. К примеру – оплата компанией перелетов, оплата квартиры на срок проживания, оформление на работу и т.д. Тут упускается из внимания факт, что те, кто просят мало, и опыта имеют соответственно и не выдают тех результатов, которые от них ожидают владельцы бизнеса. Результат – все недовольны.

2. Слишком высокие требования — зачастую от экспатов ожидают геройзма. Считается, что раз у них нет знакомых и родственников в этой стране, они должны исключительно и только работать и все! Никаких развлечений, отдыха, сна. Приехал из другой страны, так уж будь любезен, вкалывай за всех! Но коллеги, ведь все мы прекрасно понимаем, что человек не робот и без сна и отдыха долго продержаться не может?! Отсюда и переутомление, истощение, нервозность. Не говоря о некачественно выполненной работе из-за перечисленного выше. Результат – все недовольны.

3. Принятие чужой культуры – это огромная проблема для большинства людей. На словах все твердят о толерантности, но на деле мало у кого получается быть реально терпимым к культуре другого народа. Я несколько раз оказалась невольным свидетелем при высокомерных заявлениях типа – в этой стране нет сервиса; тут все такие ленивые; никто не хочет работать и т.д. и в такие моменты приходилось напоминать собеседнику, что в их стране тоже не все гладко. Не могу сказать, что я объездила весь мир, но путешествовала достаточно много. Везде можно увидеть плохое, если уж очень захотеть. Идеальных стран и городов нет. Если человек не готов полюбить чужое, также, как и свое, ему будет трудно. Да в принципе, и любить никто не просит, просто не надо требовать от других идеала, того, чего и у вас нет, потому, как результат – все недовольны.

4. Вжиться в коллектив – вот этот пункт очень близок с предыдущим. Но хочется особо подчеркнуть, что экспат не просто делиться своим огромным и драгоценным опытом, а также должен слушать и принимать во внимание опыт локальных сотрудников, которые лучше знают специфику и реалии местного рынка. Если экспат говорит и действует только в пределах опыта своей страны и не готов принять ничего другого, это негативно отражается на работе, отношениях, качестве выполненных задач. Результат – все недовольны.

5. Вырастить смену – это особая задача. Почему-то компании полагают само собой разумеющимся тот факт, что экспат обязан вырастить себе замену. На деле редко кто этим вообще заинтересован, не говоря о том, что во время переговоров на этом пункте внимание не заостряется. Я слышала следующие фразы касательно вышеизложенного ожидания, которое зачастую было объявлено только тогда, когда человек приступил к работе – больше мне делать нечего; мне не платят столько, чтобы я еще себе замену растил; у меня другие интересы; я просто приехал заработать а их кадры меня не волнуют; мы об этом не договаривались и я не возьму на себя лишнюю ответственность и т.д. Получается, компании просто временно закрывают брешь, а не решают проблему кадров. Результат – все недовольны.

Не то, чтобы на этом все. Тут просто перечислены несколько важных фактов. Пока компании будут искать временные и дешевые решения, страдать будут все. И сами работодатели, и рядовые сотрудники, и клиенты и еще рекрутеры, которые должны находить кадры и удерживать их в компании.

Меня удивляет ожидание знакомых мне владельцев разных компаний, что вот, наконец-то появится человек, который им взрастит кадры, обучит всех всему, поделится всем своим опытом, найдет ко всем подход. При всем при этом он будет за всех работать не покладая рук, выжмет себя как лимон, не откажется получать минимальную зарплату и не посмеет просить никаких льгот. Вместе с этим будет дружелюбным, веселым, отзывчивым и терпеливым, даже поясняя одно и то же в сотый раз одному и тому же человеку. Добавлю, что при собеседовании пункт касательно воспитания и обучения кадров зачастую не оговаривается и экспату ставятся совершенно другие задачи.

Маргарет Тэтчер сказала – Богатство страны не обязательно строится на собственных природных ресурсах, оно достижимо даже при их полном отсутствии. Самым главным ресурсом является человек. Государству лишь нужно создать основу для расцвета таланта людей. Это вполне применимо и к компаниям.

Не ожидайте чудес. Бесплатно только сыр в мышеловке. Хотите процветания и прибыли? Не хотите проблем и потерь в кризис? Вообще не хотите чтобы кризис вас коснулся? Так не думайте, что люди за копейки вам горы свернут. Не надо заниматься самообманом — знания дорого стоят, а чтобы ими поделились, еще дороже. Будьте открытыми при собеседовании и четко проговорите важные для вас моменты. Не ожидайте, что собеседник “сам догадается” или “все и так понятно”. Остерегайтесь нерационально дешевых кадров. В жизни конечно, всякое бывает, но в основном, человек с большим профессиональным опытом и знаниями на низкую зарплату с высоким уровнем ответственности не согласится. При том еще и в другой стране да еще и без официального оформления на работу.

Конечно, вышесказанное не касается всех компаний, но большинству явно стоит задуматься и пересмотреть приоритеты и цели и сменить их на более благородные и достойные. Не надейтесь, что у вас “прокатит”. Это самообман. Вы “кинете”, вас тоже “кинут”. Бизнес строится на доверии и обоюдном уважении, а не на лжи и подвохе. От последнего случается кризис.

© 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

Rating: 5.0/5. From 3 votes.
Please wait...