Роман Соломахин

Элементарно, Ватсон!

Друзья!

Хочу поделиться с Вами элементарным методом сбора и анализа информации о компании, которую кандидат рассматривает в качестве работодателя. Сразу поясняю: для большинства Америку я не открою, но некоторым, я уверен, написанная методика пригодится. В статье я сознательно постарался отказаться от терминов и попытался написать ее простым языком, чтобы информация была понятна и доступна каждому…

Помните, что пиар бывает как черный, так и белый: черный — это негатив, белый — соответственно, позитив. Недоброжелатели (конкуренты, обиженные сотрудники) часто пытаются очернить организацию, а PR-отдел и департамент HR всегда стремятся отбелить репутацию, индекс привлекательности или как сейчас модно выражаться, HR-бренд.

В интернете есть сайты, на которых сотрудники (как правило, недовольные) часто оставляют свои отзывы. Вот некоторые из них:
http://pravda-sotrudnikov.ru
http://orabote.xyz
http://jobrate.net

Кончено же, не стоит принимать все написанное там за чистую монету, т.к. людям свойственно искажать информацию и подавать ее под своим соусом, но все равно полезного оттуда можно узнать немало: надо только знать, на что обращать внимание. Я сознательно не привожу примеров с какой-либо компанией, дабы не акцентировать на ней Ваше внимание. Итак, начинаем…

Введя в поисковую строку сайта название компании, смотрите отзывы. Пробуйте разные варианты, в том чисел с использованием латиницы… Нашли? Смотрим…

Пропускайте мимо ушей «Иван Иваныч спит с Леночкой из логистики», «Бухгалтерша ворует», «в СБ одни фашисты» и прочие сплетни.

Но обязательно акцентируйте внимание на следующем:
— серая ли зарплата и насколько часто задерживают выплаты?
— соблюдает ли работодатель ТК РФ?
— не находится ли имущество компании в залоге?
— и прочие моменты, которые могут охарактеризовать не только HR-бренд, но и положение дел в организации.

Бывает так, что на интервью (или еще до него) рекрутер Вам рассказывает о белой зарплате, а в реале дело может обстоять иначе. Например, работодатель разбивает зарплату на 2 части: оклад + ежемесячная премия. Оклад — это обязательная часть, прописанная в Трудовом договоре, а премию работодатель может выплатить, а может нет, к тому же ежемесячно ее объем может меняться, а то и вовсе в одностороннем порядке бонус отменят… Поэтому всегда акцентируйте внимание на подобных рисках.

Также есть много весьма незначительных, но все-таки полезных нюансов, на которые стоит обратить внимание, а потом сделать правильные выводы:
— «…когда Петрова была офис-менеджером, кофе был лучше, да и печенье вкуснее…»
— «…логистам мобильную связь оплачивают по 500 рублей в месяц, а нам только по 300…»
— «…в бухгалтерии черепахи какие-то, уже третий месяц не могут выплатить мне компенсацию за ГСМ…»
— «…лысый СБшник чуть что, сразу на детектор лжи тащит…»
— «…я в прошлом месяце на работу опоздал, когда менял пластиковый пропуск в бюро пропусков, а меня премии лишили аж на 30%»

Отсюда делаем выводы:
— в компании предусмотрены легкие закуски и кофе для сотрудников;
— есть оплата мобильной связи, но небольшая;
— оплачивают бензин некоторым сотрудникам, но периодически возникают задержки с компенсацией;
— Служба Безопасности периодически проводит проверки сотрудников на полиграфе;
— в компании ведется учет рабочего времени и за опоздания могут штрафовать.

Далее — обращайте внимание на «белый пиар», так называемые заказные статьи. Вычислить их очень легко: как правило, это одновременно две или более хвалебные оды, где автор пишет «Компания наша замечательная, тут очень здорово работать, а те, кто пишет гадости — лентяи и бездельники, не желающие как следует трудиться»…

Друзья, есть такой инструмент: SERM (Search Engine Reputation Management). Это — метод улучшения репутации, и на рынке есть целые агентства, которые на платной основе предлагают данную услугу. Грубо говоря, делается всё, чтобы пользователи видели в результате поиска лишь положительные отзывы о компании и не видели отрицательных.

Но не особо умные представители компании иногда начинают строчить хвалебные оды, заваливая ими сайты, и это выглядит очень смешно. Грамотный HR или PR-специалист всегда напишет корректное и обоснованное опровержение, укажет факты + оставит в отзыве адрес эл.почты или даже телефон для обратной связи. Поэтому учитесь «читать между строк» и анализировать информацию, этот полезный навык Вам пригодится.

И если Вам удалось перед собеседованием найти «подводные камни», обязательно спросите про них у рекрутера в конце встречи и посмотрите на его реакцию. Если в организации честное отношение к сотрудникам, Вам расскажут правду, в противном случае представитель компании начнет юлить и выкручиваться…

Друзья! Еще раз повторюсь: ничего нового я не рассказал, просто призываю Вас акцентировать внимание на некоторых мелочах и анализировать полученную информацию. Ведь из крупинок иногда получаются довольно большие горки, которые могут перевесить чашу весов в ту или иную сторону и подтолкнуть Вас к решению: соглашаться на работу в этой компании или нет.

Желаю Вам успехов в трудоустройстве, а также призываю быть всех честными: и соискателей, и работодателей. Ведь любой обман рано или поздно вскроется и тогда к Вам приду я или мои коллеги из СБ. ))

© 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

Rating: 4.8/5. From 5 votes.
Please wait...