Роман Шерн

Финансы предприятий: легенды, мифы и реальность

В этом году мне довелось принять участие в десятках дискуссий с сотнями финансовых директоров компаний различных отраслей бизнеса. Общим для этих дискуссий было то, что они возникали в связи с публикациями о практическом опыте и достижениях финансовых директоров. Эти статьи выделялись из преобладающей массы пустышек из набора штампованных наукообразных фраз.

Даже в этих, содержащих полезное зерно, публикациях почти всегда находилось место упоминаниям тех или иных бессмысленных, а порой и вредных для использования показателей. Например, KPI, EBITDA и прочая ерунда.

1. KPI (Key Performance Indicator, то есть ключевой показатель эффективности) рассматривают, как меру успешности деятельности или достижения определенных целей. Чаще всего применяется для оценки выполнения обязанностей работниками, чтобы иметь повод для начисления им дополнительных денег. Его любят использовать руководители подразделений предприятий для упрощения своих взаимоотношений с подчинёнными. Всегда можно сказать: «Я – хороший, а вот ты недоработал, KPI – низкий, премия тебе не положена».

Применение KPI в разных подразделениях может нанести серьёзный ущерб предприятию из-за противоположных интересов работников. Действия, которые повышают показатель в одном подразделении, снижают его в другом. Из-за чего возникают конфликты между подразделениями и продавливаются решения, невыгодные предприятию в целом. Например, сотруднику отдела сбыта надо отправить товар покупателю немедленно, а логисту выгодно дождаться попутного груза, чтобы снизить издержки транспортировки.

Противоречивость и не прямая зависимость результата расчёта KPI от действий работников оказывают демотивирующее влияние. Поэтому, если вы хотите увязать вознаграждение с заданным результатом, то разработайте прозрачную для работников сдельную оплату труда. Но сдельная оплата имеет ограниченное мотивирующее действие. Она эффективна только до минимума дохода, приемлемого для конкретного работника.

2. EBITDA – (Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) — якобы аналитический показатель, равный прибыли до уплаты налогов, расходов на амортизацию и процентов по кредитам. Никакая это не прибыль, а налогооблагаемая база, посчитанная бухгалтером в рамках правил установленных законодательством. В неё входит дебиторская задолженность, неликвиды и полуфабрикаты, не списанный хлам и прочее. Обратите внимание, что в большинстве бухгалтерских отчётов так называемая прибыль превышает сумму наличных денег. Часто даже налог на неё больше наличности, имевшейся в день составления отчётности.

Все показатели, рассчитываемые по бухгалтерским отчётам, не представляют никакой ценности для достоверной оценки результатов деятельности предприятия, даже если отчёт заверен самым уважаемым аудитором. Соответствие отчётности правилам её составления, установленным законодательством, не является свидетельством её информативности, полезной для использования.

Поэтому развивайте и применяйте управленческий учёт для эффективного управления финансами своих предприятий. Подробнее об этих и других финансовых мифах можно прочитать в моих книгах «Откровенно об управлении предприятием», «Биороботизация работников» и «Что надо знать о деньгах с детства».

***

Много публикаций посвящено бюджетированию. Какие только изыски и рекомендации не предлагают финансисты-теоретики, как потратить ещё не полученную выручку. Практически во всех них предполагается, что бюджет доходов будет выполнен, и главное – согласовать делёжку шкуры не убитого медведя. Беда в том, что составители бюджетов, за крайне редким исключением, делят не свои личные деньги. Цель такого бюджетирования – не развитие, а на себя оттянуть и коллег не обидеть. В наукообразном тумане делать это сподручнее.

Поэтому, господа владельцы предприятий, когда ваши менеджеры заведут разговоры о бюджетировании, поручите им составить перечень из десяти главных правил бюджетирования. Зачем так много? Чтобы повысить вероятность, что они всё-таки вспомнят о ваших интересах. Получив его, сравните, например, со следующим:

  • Чётко и полно сформулировать цели владельцев на бюджетный период и их влияние на достижение долгосрочных целей.
  • Поставить развитый прозрачный для владельцев управленческий учёт.
  • Определить открытый перечень того, на что деньги не будут тратиться никогда.
  • Определить жёсткие правила мгновенной приостановки исполнения бюджетов в случае изменений рыночной обстановки или вступления в силу государственных нормативных актов, влияющих на деятельность компании, а также при недоборе выручки и снижении рентабельности.
  • Произвести пристрастную ревизию существующего регламента бюджетирования и предусмотренных им лимитов и нормативов с целью проверки их обоснованности и отсутствия в них чьих либо интересов (кроме интересов владельцев), и результатов компромиссов не прозрачных для владельцев.
  • Произвести тотальную инвентаризацию и анализ основных средств и других активов, замена или расширение которых предполагаются в результате исполнения бюджетов.
  • Определить показатели, достижение которых должно вызывать либо автоматический секвестр бюджетов, либо включать процедуру пересмотра бюджетов в сторону увеличения.
  • Никогда не верить честному слову руководителей подразделений.
  • Максимально автоматизировать и стандартизировать бюджетный процесс.
  • Разработать инструкции по заполнению бюджетных форм, сделав их приложением к технологическим инструкциям работников, определяющих исполнение ими своих служебных обязанностей.

***

Способ проверки слов финансовых директоров и аналитиков: Пусть обосновывают свою позицию, не применяя наукообразные и иноязычные термины. Увы, большинство «специалистов» этого не смогут. Они, конечно, будут считать вас некомпетентным, но вам это выгоднее, чем следовать рекомендациям, основанным на мифах и легендах теоретиков.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ НА ФОРУМЕ

© 2015 — 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

No votes yet.
Please wait...