Евгений Михайленко

О гигантомании и аутсорсинге

Представляется большой ошибкой неуемное стремление многих предпринимателей во всех стартующих проектах стремиться к определенной гигантомании и пытаться объять необъятное. Абсолютно неразумно, в рамках одного проекта комбинировать все нужные и ненужные процессы, пытаясь выполнять их собственными силами.

Зачастую руководители проекта поддаются соблазну впихнуть в него «невпихуемое».

Возьмем простой пример. Перед нами бизнес-план строительства некоего завода по производству железобетонных изделий. Как отдельные бизнес-подразделения создаются – автомобильный парк со своей АЗС, обеспечивающий доставку готовой продукции на объекты, представительства во всех городах и весях, собственная столовая для персонала, своя железнодорожная ветка, свой вахтовый поселок с общежитиями и так далее. Это неминуемо раздувает стартовые расходы, как-то: штат водителей, автослесарей, заправщиков, поваров, завхозов, торговых представителей и пр.

В нашей практике случались и совсем вопиющие случаи. Так, например, мы просчитали расчетную плановую производительность одного предприятия, сделали несложную логистическую карту, подкрепив ее соответствующими расчетами. Оказалось, что собственный транспорт будет загружен всего лишь на 17%. Оказание транспортных услуг внешним заказчикам в имеющихся условиях не представлялось возможным. Ну и, разумеется, никаким образом окупить расходы на загруженный менее чем на пятую часть своих возможностей автопарк невозможно, тогда как расходы на него составляют десятую часть затратной части совокупного проектного бюджета.

Часто на этапе планирования бизнесмены не задумываются о том, что нельзя загружать персонал незначительно. Мало того, что это нерационально с финансовой точки зрения, так еще и неизбежно добавятся вторичные проблемы в виде низкой дисциплины, неудовлетворительного морального состояния коллектива и т.д. В указанном случае мы предложили вывод всех дополнительных вторичных функций на аутсорсинг. Результатом стало сокращение стоимости проекта, уменьшение периода окупаемости и снижение операционных рисков.

Еще пример. Проект строительства завода по производству изделий из пластмассы. Проектируется множество цехов в совокупности осуществляющих практически полный производственный цикл. Региональные представительства во всех крупных городах. Смета, превышающая государственный бюджет многих недоразвитых африканских стран. Место расположения производства в глухом селе богом забытого региона, где отродясь никакого производства небыло. А планируется, тем не менее, чуть ли не строительство собственной швейной фабрики по выпуску спецодежды для персонала. Первоначальная финансовая модель четко и вполне предсказуемо показала, что в таком формате подобный проект не окупится вообще никогда. Кроме того, руководители проекта действительно не понимают тот простой факт, что каждое сопутствующее производство и каждое дополнительное звено в основной производственной цепочке фактически являются отдельным бизнесом и несут с собой собственные риски, резко увеличивающие уязвимость всего проекта в целом. В результате решили приобрести производственный комплекс, который ранее выпускал пусть и не аналогичную, но весьма схожую продукцию с необходимой инфраструктурой. От ненужных функций отказались, остальные максимально упростили. Проект «выстрелил».

Таких примеров на самом деле очень много. В современном мире, везде и всюду успешные, в том числе и известные на весь мир компании, идут по пути максимальной передачи всего, что только возможно, на аутсорсинг. McDonald’s не занимается сельским хозяйством, в любой сложной электронной продукции огромная часть составляющих китайского производства, в автомобилях каждого производителя детали сотен компаний со всего мира, а крупнейшие авиакомпании самостоятельно не готовят еду для пассажиров и экипажей. Весь мировой бизнес идет по пути оптимизации и специализации производств и услуг.

Многим начинающим бизнесменам, чьи головы полны наполеоновских планов, не лишним будет понимать, что любой проект успешен тогда, когда он оптимизирован по расходам и производственному циклу. Концентрируйтесь на направлениях, в которых имеете если уж и не исключительную, то хотя-бы достаточную компетенцию. Все остальное целесообразно покупать у тех, у кого это получается качественней, дешевле и быстрее, от этого Вы только выиграете и значительно облегчите свою жизнь.

Обсудить статью на форуме

© 2015 — 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

No votes yet.
Please wait...