Андрей Кривенко

Генеральный директор компаний «Избёнка» и «ВкусВилл»

«Любая проблема, которая возникает на пути – это драйв и движение вперед. Ты думаешь о проблеме, пытаешься найти пути решения и неожиданно для себя развиваешься, совершенствуешься. Головная боль в любом деле – это равнодушие.»

Андрей Кривенко — основатель, владелец и генеральный директор торговой сети «Избенка» и «ВкусВилл».
Окончил Московский физико-технический институт, позже — Российскую экономическую академию Плеханова. На протяжении 10 лет был финансовым топ-менеджером в ряде российских компаний, работающих в сфере товаров массового потребления.

Ни для кого не секрет, что в экономике наступил кризис. Как Вам живется в этих условиях? Повлиял ли кризис на Вашу деятельность и позиции на рынке?

Живется нам интересно — это самое главное. Политические и экономические события, которые происходят в стране и мире, не дают скучать. В целом чувствуем себя хорошо. Недавно открыли сотый магазин «ВкусВилл» и трехсотую «Избёнку». Расширяем продуктовый ассортимент. У нас нет кредитов, импортных продуктов. Нет прямой зависимости от скачков валюты, поэтому для нас принципиально ничего не изменилось. Просто работаем в обычном темпе.

Как Вы считаете, достигли ли мы уже дна кризиса? Почему?

Смотря что считать дном. Нефть, скорее всего, продолжит дешеветь. Доллар и евро по отношению к рублю – продолжат расти. Совершенно очевидно, что этот кризис – хорошая попытка для всей страны переоценить свое место на мировой арене. Мы дружно смеемся над собой, что умеем только продавать нефть, при этом не сильно стремимся что-то менять. Сейчас великолепный шанс ситуацию переломить. Для этого на самом деле даже помощь государства не нужна.

Как Вы считаете, насколько повлиял кризис на ритейл в частности, какие изменения возможно произойдут?

Главные изменения, которых ждет рядовой потребитель – повышение розничных цен. Судя по всему, все к этому и идет. С отсутствием импортных продуктов все вроде бы более ли менее проблемы решили.

Проводили ли Вы уже или планируете провести какие-либо мероприятия для того, чтобы прожить этот период с наименьшими потерями? Расскажите об этом.

Как я уже говорил – живем в привычном ритме. Чуть перераспределили бюджет для программы лояльности. Не сократили его, а сделали более интересным для тех, кто постоянно ходит за нашими продуктами. Поскольку каждую неделю открываем новые магазины, на некоторые продукты позволяем себе цены не повышать, а наоборот, снижать. Например, год назад в разгар кризиса снизили цены на ряд молочных продуктов и до сих пор держим их на том же уровне. Молоко, например, у нас стоит 49 рублей за литр.

В ноябре снизили цены на 10-20% на охлажденную курицу и куриную разделку. Объем продаж курицы дорос до того момента, когда нам удалось снизить закупочную цену продукта. Как следствие – снижение розничной цены.

Вообще много внимания уделяем оптимизации. Но не путем сокращения работников – это самый глупый и бессмысленный способ сократить издержки. Передаем некоторые задачи на аутсорсинг, автоматизируем процессы, ищем новых производителей продуктов, создаем между ними здоровую конкуренцию.

Какие направления Вашей деятельности в существующих реалиях Вы считаете приоритетными и почему?

Здесь все просто. Задача магазинов «Избёнка» и «ВкусВилл» и моя личная задача, как директора этих компаний – сделать все, чтобы покупатель имел возможность по адекватной цене купить продукт с честным составом. Крупные федеральные сети фактически не оставляют людям, которые хотят правильно питаться, выбора, предлагая одни и те же продукты от одних и тех же производителей. Нас называют уникальным форматом розницы, хотя мы фактически большого чуда не сделали. Просто открыли магазины, в которых не страшно покупать продукты себе и детям. Да, наш отбор производителей и формирование ассортимента – неклассический. Мы пошли непротоптанной дорогой и этого оказалось достаточно, чтобы на протяжении шести с лишним лет быть интересными покупателям.

Что является для Вас основной проблемой и головной болью в бизнесе?

Любая проблема, которая возникает на пути – это драйв и движение вперед. Ты думаешь о проблеме, пытаешься найти пути решения и неожиданно для себя развиваешься, совершенствуешься. Головная боль в любом деле – это равнодушие. Если у сотрудников не горят глаза, если все, что происходит в компании до жути забюрократизировано, то эмоционального заряда от компании ждать бессмысленно. В таких компаниях и услуги клиентам оказывают тусклые, неинтересные.
Меня часто спрашивают, мол, не мешают ли власти, не мучают ли проверками? Меня всегда удивляют подобные вопросы. Какие могут быть вопросы к компании, которая честно платит налоги и ведет свой бизнес абсолютно законно? Конечно, в наши магазины приходят контролирующие органы, находят даже какие-то нарушения. Но мы от этих нарушений не откупаемся, а устраняем. Вот и весь секрет взаимодействия с государственными органами.

Используете ли Вы знания, опыт и умения людей, которые не являются для Вас штатными сотрудниками (консультанты, привлеченные эксперты, проектные специалисты и т.д.)?

Мы только ЗА сторонние услуги. К примеру, у нас нет своего IT-отдела. Люди удивляются, мол, как так, не может быть? На нашем примере – запросто. Функционал IT-отдела отдан сторонней компании. Любой сотрудник может поставить этой компании задачу.

Аналогично – отсутствует директор по персоналу. Нет такого человека, который бы знал, какие сотрудники нужны разным отделам компании. Очевидно, что продавец – это один тип людей, маркетолог – другой, кладовщик – третий. Кадровый вопрос в нашей компании решают руководители отделов сами. Сами ищут людей, сами их собеседуют, сами принимают на работу. Это максимально эффективная модель.

Уже несколько лет мы работаем с одними и теми же приглашенными бизнес-тренерами. Они помогают нам проводить эффективные встречи, расставляют акценты на проблемах, консультируют.

Что Вы считаете Вашим самым большим успехом, а что самым большим провалом и почему?

Большой успех, что получилось открыть и развить проект «ВкусВилл». Полтора года все было очень плохо…
Большой провал – две безуспешные попытки организовать доставку продуктов на дом. Отказались от этого сервиса навсегда, возвращаться больше не будем.

Изменили бы Вы что-нибудь в управлении компанией и в своей жизни, если бы могли вернуться на 15 лет назад?

15 лет назад нашей компании не было даже в проекте. Но вообще, я не рефлексирую на тему прошлого. Все идет так, как должно идти. Любая ошибка – это важный этап в жизни.

Хотели ли бы Вы научиться чему-нибудь новому в бизнесе, и если да, то чему?

Любому предпринимателю учиться новому необходимо всегда. Собственно, для этого не обязательно в прямом смысле учиться. Что-то ты обязательно почерпнешь из книг, что-то – из беседы с клиентом, что-то услышишь от знакомых. Главное не закрываться от новой информации и не думать, что ты уже все знаешь, поэтому можешь жить в информационном вакууме.

В каком возрасте Вы задумались о создании собственного бизнеса, при каких условиях это произошло?

Я был финансовым директором крупного федерального оптовика. В какой-то момент мне стало скучно, захотелось чего-то принципиально нового. Хотелось создать что-то для людей. Я уволился и стал думать, какую проблему современного человека я могу решить. Понял, что лично мне и многим моим знакомых не хватает свежих и натуральных продуктов. Так в 2009 году пришла идея открыть первый молочный магазинчик «Избёнка», который через три года трансформировался в магазин «ВкусВилл» с широким ассортиментом качественных продуктов. Тогда мне было 34 года.

Есть ли для Вас в бизнесе авторитеты, на которых Вы равняетесь?

Очень уважаю Джима Коллинза. Наша компания зачитывается его книгами и многие принципы, которые мы внедрили в управлении компанией, созвучны с теми идеями, о которых пишет Коллинз. Простой пример, его тезис: «Сначала пули, потом ядра». Пуля – это недорогостоящий, нерискованный и не отвлекающий компанию от основного дела тест или эксперимент. В нашем случае – это открытие магазина «Избёнка». Затраты на открытие «Избёнки» в разы ниже затрат на открытие «ВкусВилл». Поэтому с «Избёнкой» мы заходим в тот или иной район, если понимаем, что спрос на наши продукты здесь высокий, в скором времени подыскиваем большее помещение и открываем «ВкусВилл». В нашем случае это крайне эффективное решение.

Какой совет Вы бы дали начинающим бизнесменам?

Планируя создать какой-то бизнес, нужно в первую очередь ответить на вопрос: «Какую проблему я хочу решить?». И следом: «Много ли есть людей, которые видят в этом проблему?». Как-то ко мне обратились ребята, которые хотели завести в розничные сети фермерское оливковое масло. Они планировали поставлять его прямиком из Испании, небольшими партиями. Они в идею верили, и им казалось, что в Москве каждый второй покупатель только и думает, где бы купить свежее оливковое масло. Я предложил им провести небольшой опрос, изучить форумы в интернете, чтобы понять, существует ли реально такая проблема у людей. Несколько недель они детально все изучали и пришли к выводу, что 99% людей полностью устраивает то оливковое масло, которое продается в обычном более ли менее крупном супермаркете. А создавать бизнес для 1% заинтересованных людей – это безумие даже для Москвы.

Если бы у Вас была возможность самостоятельно принять всего одно решение на уровне высшего руководства страны для поддержки бизнеса, какое бы это было решение?

Лучшая поддержка бизнеса от государства – победа всех нелегальных налоговых схем.

© 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

Rating: 5.0/5. From 2 votes.
Please wait...