Евгений Михайленко

Как бизнесу выжить и преуспеть в кризис?

Отрывок из книги Е. Михайленко «Архитектура высокоэффективного бизнеса. Как перестать быть заложником обстоятельств и заставить бизнес работать на себя.»

Природа любого кризиса такова, что периодические «встряски» обеспечивают экономике качественный рост через качественное же развитие, через принципиальное обновление вследствие реакции на изменение внешней среды. Кризис побуждает компании к действиям, которые приводят к повышению ее жизнеспособности, укрепляют и обновляют ее. Экономика в целом повышает свой КПД, начинает более взвешенно использовать имеющиеся природные и человеческие ресурсы.

Пока же антикризисные действия руководства большинства российских компаний характеризует стремление к самоограничению и выжидательная позиция: сокращение расходов (которое почему-то принято стыдливо называть финансовым оздоровлением), реструктуризация (читай: «слив» неэффективных активов и попытки выхода из финансовых обязательств), оптимизация численности персонала (читай — сокращение кадров), отказ от большинства проектов, связанных с развитием бизнеса. Возрастающий в связи с неэффективными антикризисными действиями вал проблем постепенно приводит к панике, «параличу сознания» и, следовательно, потере контроля над ситуацией. При этом, в большинстве случаев, принципиальные подходы к управлению бизнесом не претерпевают никаких изменений. Это крайне опасная тенденция, весь мировой опыт показывает, что шансы компании пережить кризис уменьшаются, если менеджмент упорно старается решать навалившиеся проблемы, ничего не меняя в сложившейся практике работы. Многие руководители искренне убеждены в том, что и в условиях кризиса ничего менять в работе не надо. Надо лишь сокращать издержки — уволить лишний персонал, снизить затраты на оплату труда, отказаться от большинства инвестиционных проектов. Это опять попытки лечить симптомы, а не болезнь.
Как было показано, совершенно очевидно, что кризис для России был неизбежен. Что же он нам приготовил и как выйти из него с минимальными потерями, а в идеале еще и выиграв?

Что уже случилось? По аналогии со звездопадом – «компаниипад». Ничего странного, в условиях ужесточающихся условий внешней среды самые слабые индивиды отмирают. Естественный отбор, ничего более. Слабые компании с плохим менеджментом отомрут, а выживут:
А) приближенные к власти (а соответственно и к практически неограниченным ресурсам) компании;
В) действительно сильные, хоть и не имеющие доступа к государственной кормушке компании;
С) «черные» и «серые» компании при условии, что сценарий развития кризиса будет подразумевать дальнейшее увеличение нагрузки на «белые» компании и оставлять возможности для «ухода в тень».

Что необходимо, чтобы не оказаться в числе прогоревших компаний, выжить, и более того, перейти на новый этап развития в качестве компании из пункта В вышеизложенного списка.

1. Один из первых симптомов проблем в компании проявляется в виде ухудшения ее финансовых показателей. Неожиданно растет дебиторская задолженность, падают поступления от клиентов. А это означает что KPI – это не высокие материи, а насущное требование, условие выживания. Определите показатели, которые необходимы для нормальной работы бизнеса и назначьте сотрудника (подразделение), которое ежедневно их отслеживает и контролирует. Эта информация должна попадать к Вам регулярно, а также немедленно в случае значительных отклонений от обычных показателей. В таком случае, Вы будете иметь преимущество – первым будет сигнал «угроза», а не «SOS».

2. Одним из классических шагов по преодолению кризиса является избавление от непрофильных и убыточных активов. Реалии кризиса таковы, что то, что нужно бы продать, увы, продать невозможно. В ситуации, когда рынок падает, а все активы находятся на одном рынке, есть большой шанс утратить все. Думаю, что сегодня (как впрочем, и всегда) совершенно очевидно, что в настоящий момент спокойней чувствуют себя те, у кого активы разнесены по различным (в том числе, регионально или даже международно) рынкам.

3. Заходя на принципиально новый рынок (или вообще создавая его) Вы оказываетесь в условиях отсутствия конкуренции, а соответственно можете снимать сливки и устанавливать собственные правила игры, наслаждаясь абсолютной свободой. Вывод, необходимо регулярно запускать в жизнь инновационные проекты – это должно стать нормой ведения бизнеса. В развитие должны вкладываться значительные средства. Не думать о будущем и выживать любой ценой означает одно – умереть, только умирать немного дольше и значительно мучительней. Как мы уже оговорили, любая система имеет скорость реакции, если Вы начнете «оживать» и развиваться одновременно с другими (или вообще позже всех) Вас просто выжмут с рынка. Ключ к выживанию кроется в скорости адаптации и действии на упреждение ситуации.
Отсюда следует следующее правило.

4. Стратегия сокращения расходов заблаговременно должна быть изменена на стратегию развития, а политика компании возвращена к глобальным ценам. Ни один кризис не длился вечно (и с точки зрения системного анализа не может даже в принципе). А по окончанию кризиса «выстреливают» те, кто начал развиваться еще до пика кризиса и к его окончанию уже выводят на рынки новые продукты, захватывают новые рынки и так далее.

5. Персонал. Если Вам приходится его сокращать, значит, ошибки были допущены ранее. Если без этих людей можно обходиться, то зачем их вообще нанимали? От ненужных необходимо избавляться, причем делать это безо всякого сожаления, а вот нужных (особенно, обеспечивающих развитие) необходимо удерживать любой ценой. В условиях кризиса нельзя забывать о развитии системы мотивации персонала, чтобы избежать скачка злоупотреблений и махинаций со стороны персонала, а также смотреть за горизонт событий в этом направлении. Иначе можно упустить момент, когда другие компании опередят Вас и персонал перетечет к конкурентам.

6. Не перестараться с антикризисными мерами. Есть изменения эволюционные и революционные, в кризис необходимы последние, но если продолжать вершить революции там, где это не нужно, без нужды напрягать коллектив, заставлять всех работать на износ — люди сочтут Вас за ненормального человека и вряд-ли останутся в такой компании, либо понизят свою эффективность до минимальных значений.

© 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

Rating: 5.0/5. From 2 votes.
Please wait...