В качестве деловых текстов в этой статье понимаются: юридически значимые, информационные, продающие (рекламные) и научные. К ним можно отнести и учебные, но алгоритм работы с этим видом текстов описан в статье «Постоянное повышение своей квалификации. Как это делаю я». Поэтому повторяться не буду.

Что мешает правильно понять прочитанное

Казалось бы, читая текст на родном языке, не понять его невозможно. Однако полное непонимание или превратное понимание текстов испытывал каждый человек. Причинами этого являются:

  • Незнание значений слов и/или специальных терминов;
  • Недостаток предметных знаний у читателя;
  • Неудобоваримый стиль изложения;
  • Недостаток сведений, упущенных автором, как якобы само собой разумеющихся, в целях экономии своих сил и на объёме текста;
  • Множество лишних, не относящихся к смыслу текста, слов;
  • Неспособность автора изложить информацию;
  • Невнимательность и/или самоуверенность читателя;
  • Предвзятое мнение читателя, имевшееся до прочтения текста.

Все эти причины широко распространены. И не все тексты, попавшиеся человеку на глаза, вообще стоит читать, а особенно пытаться их понять. А уж если понимание какого-то текста вам необходимо, то даже при наличии отдельных или нескольких из перечисленных причин, мешающих вам, следует приложить усилия и применить нужные приёмы для точного понимания прочитанного.

Значения слов

Смысл большой части используемых слов, несмотря на их кажущуюся понятность и обыденность, людям неизвестен. Это касается не только специальных терминов, неологизмов, слов слышимых, но не употребляемых самостоятельно, а и многих не образных существительных. И, если со специальными терминами, частью неологизмов и самостоятельно не употребляемых слов всё решается просто открытием толкового словаря, то с не образными существительными сложнее.

Не образные существительные тоже отражены в толковых словарях, только прочитав их толкования, легче, как правило, не становится. На то они и не образные, что им не дать точное предметное представление. Например, образное существительное – лом. Вы его сразу себе представили в виде толстого металлического стержня. А слово «любовь?» Представили? Ну, как-то многословно его себе объяснили, а любой другой человек сделает это по-своему.

Читая тексты с не образными существительными, несущими важную смысловую нагрузку, читатель может не понять подлинный смысл, заложенный автором. Чтобы понимание было верным или хотя бы максимально близким к авторскому смыслу, лучше всего уточнить его у автора. Но, это возможно редко. Поэтому обязательно увязывайте значения таких слов с контекстом. Обращайте внимание не только на значение других слов во фразе, а и на то, что что-то важное для вас по какой-то причине отсутствует в тексте. Не надейтесь, что мгновенно пришедшее на ум неопределённое ощущение (представлением его назвать нельзя) не образного существительного окажется правильным. Так вы можете обмануть себя и ошибочно интерпретировать весь текст.

Да, это усложняет чтение, так как требует вдумчивого отношения к нему и дополнительных затрат энергии и времени. Но если таким подходом вы предотвратите свои ошибки и потери, то сэкономите гораздо больше ресурсов, которые не придётся тратить и/или восполнять, исправляя свои же ошибки.

Дополнительно о важности знания и понимания значения слов, определяющих ваши действия, читайте в статье: «Как принимать правильные решения».

Преодоление авторских помех для понимания текста

Прежде чем начать читать любой текст, ответьте себе на вопросы: «Зачем мне его читать? Что и для чего я хочу узнать из данного текста?» Это автоматически настроит ваше внимание при поиске нужной информации.

В зависимости от назначения текста (информационное сообщение, юридический документ, отчёт, статья или другое) вы заранее можете относительно точно предположить, что из него почерпнёте. Это позволит вам «отжать воду» перегружающую текст. «Водой» я называю шаблонные фразы, излишние «вводящие в тему текста» предложения, «украшения» часто применяемые авторами, которые так наращивают объём, чтобы либо скрыть отсутствие полезной для читателя информации, либо отвлечь от осмысления имеющейся.

Если в тексте много прилагательных, то большинство из них не несут смысловой нагрузки. Отфильтруйте лишние! Это позволит заострить внимание на значимых, которые могут оказаться ключевыми для понимания всего текста. Не пренебрегайте ими.

У медали две стороны. Поэтому всегда предполагайте, что автор не только сообщает информацию, а и что-то может скрывать намеренно или по незнанию. Юридические документы с «хитростями», научные работы с подтасованными фактами и/или игнорирующие опровергающие выводы сведениями, журналистские ангажированные репортажи – примеры с намеренным утаиванием значимой информации. Не менее частыми являются тексты, авторы которых не удосужились заглянуть «в корень» или сочли что-то важное излишним, не вписывающимся в освещаемую тему. Сделав такое предположение, вы мобилизуете себя на осмысление того, что должно быть правдой, чтобы предоставленная вам информация была верной. Эффект от применения такого приёма нельзя переоценить. Начав его применять, вы поразитесь, сколько лжи и дури вам уже навязали, сколько, мешающих вам Жить, ограничений самому себе вы восприняли, что вредное вам заставили вас сделать.

Естественно, что исчерпывающую информацию о чём-то вы не прочитаете никогда. Да, и часто мелкие незначащие подробности стоит опускать, чтобы не перегружать тексты и не заслонять главное. Нередко авторы считают что-то само собой разумеющимся и ошибочно предполагают это таковым и для читателей. Поэтому не ленитесь найти в других источниках сведения, недостающие вам для надлежащего понимания текста с упущениями.

Какими бы авторскими помехами не были насыщены юридически значимые документы, никогда не пасуйте перед ними. Проявляйте волю, интеллектуальную концентрацию, усердие в поиске, изучении и понимании недостающей информации. Этот труд всегда окупается с лихвой. С ним может справиться заинтересованный человек, даже не имеющий юридического образования. И никогда не верьте на слово юристам, заявляющим о том или ином содержании правовой нормы. Пользуйтесь действующими нормативными актами.

Осторожно софизмы!

Софизм (греч. sophisma — хитрая уловка, измышление) — рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку, служит для придания видимости истинности ложному утверждению.

Россыпь примеров софизмов вы можете увидеть, посмотрев рекламные блоки по телевидению. Они очень удобны для обхода запретов лжи в рекламе. Обратите внимание, что в так называемых рекламных роликах не обещают стопроцентный результат. Зато предполагают, что вы поверите в свою счастливую звезду, и, следовательно, полученный вами результат будет такой, какой обещан в рекламе. И что даёт вам основание верить в удачу? Вы всегда выигрываете в лотереи или в казино? Нет? Так почему вы верите софизмам?

Или в «рекламе» ссылаются на чьи-то рекомендации, например, каких-то ведущих специалистов. Позадавайте вопросы типа: «Кто лично определил рекомендующих специалистами? Какие имена у специалистов? Как с ними связаться, чтобы проверить рекомендацию? «Кого и куда они ведут?» Вы уже поняли, что применение софизмов нацелено на ваш отказ думать. Так не отказывайте себе в этом увлекательном труде.

Надеюсь, что и в других, не только в псевдорекламных, текстах вы сумеете выявлять софизмы, и не будете обмануты.

Преодоление собственных ошибок в процессе чтения

К сожалению, мало кому повезло с учителями литературы в школе и/или наставниками, обратившими внимание на необходимость увязывать между собой отдельные разделы текста и научившими это делать. Поэтому большинство людей читают поверхностно, выхватывая из текста только то, что им знакомо и не требует размышления. Но деловые тексты – не чтиво. На то они и деловые, что требуют внимания и труда для понимания и применения полученной информации.

Хотя выше уже отмечалось, что перед прочтением делового текста читатель может и должен предположить его содержание, но это предположение, ни в коем случае, нельзя воспринимать, как знание. Такое предварительное самоуверенное восприятие обычно приводит к потере не только точности усвоения прочитанного, а и вообще смысла. Не экономьте на труде познания. Не пропускайте, как известное, то с чем вы знакомы. Не отбрасывайте, как заведомую чушь, то с чем не согласны. Не воспринимайте как априори верное то, что совпадает с вашим мнением. Слова: «мнение» и «знание» — не синонимы. Прочитайте весь текст внимательно, как совершенно новое для вас. Сопоставьте все его разделы друг с другом. Кажущийся перерасход времени и сил обернётся экономией этих ресурсов, так как вы не наделаете не вынужденных ошибок и, следовательно, не понесёте предотвратимых потерь.

Приведу пример массовых ошибок чтения, рассмотрев «микроскопический» текст. Пример, свидетельствующий о не вынужденных потерях времени, денег, душевных сил, веры в людей и других. Представьте, что вы решили получить документ о высокой квалификации в какой-то области. Нашли соответствующие непродолжительные курсы с «пафосным» названием, заплатили деньги, походили на них, даже сдали экзамены и/или тесты. И вот у вас в руках желанная бумажка. Вы довольны и… Показываете её человеку, который умеет читать. А в ней написано, что она свидетельствует о вашем прохождении курса повышения квалификации в течение N часов.

Вы уже поняли, что эта бумажка ни о чём. Вы вдруг узнали, что N часов – максимальная продолжительность курса, который можно назвать обучающим без получения соответствующей государственной лицензии. Вы, наконец, прочитали, что это свидетельство не о квалификации, а о прохождении курса. О вашей квалификации в бумажке ни слова. На что вы потратили всё перечисленное выше? А если бы вовремя правильно поняли содержание выдаваемого документа?

Если у вас много «квалификационных» бумажек, возьмите валидол и перечитайте их, не торопясь… И если таковые висят в рамках на стене, поменяйте их на картинку, которая будет радовать ваш взгляд. Знаю, что больно. Зато наглядно. Надеюсь, больше вы так не попадётесь.

Кстати, обратите внимание на дипломы участников тех или иных мероприятий. Что они там делали? Может быть, просто подмели пол, ведь это — тоже необходимая работа. Но и их вешают на стены в людных местах лишь потому, что прочитали неверно.

***

Самой труднопреодолимой ошибкой читателей является вера в истинность собственных заблуждений и убеждений. Нам (людям) с детства навязано и постоянно сообщается множество сведений, являющихся чьими-то мнениями, домыслами или целенаправленными выдумками. Не проверив и усвоив их, мы числим этот мусор знаниями. Мы настолько сживаемся с ним, что любое, даже представленное с неопровержимыми доказательствами, противоречие мгновенно автоматически воспринимаем бредом.

Эти верования ограничивают наше познание, заставляют нас делать что-то или бездействовать, когда это выгодно кому-то, а не нам. Поэтому, сталкиваясь с информацией противоречащей привычной вам, не спешите причислить её к ереси или поверить в неё без проверки. Читая текст, вы всегда можете задать себе важные вопросы, связанные с ним. Например: «Зачем и почему написан этот текст? Чему можно поверить, а что надо проверить? Что мне не хватает для осмысления? Не упустил ли я что-то важное? и т.д.» Находя на них ответы, вы исключите, по крайней мере, часть ошибок восприятия информации и возникновение превратного мнения об авторе текста.

Такая работа с текстами позволит вам снизить риск быть обманутым, в том числе, и самим собой. И подчас вы будете с удовлетворением отмечать, что расстались с какими-то заблуждениями, открыли для себя пути, от движения по которым вас удерживали ложные догматы веры во что-то, вы станете снисходительнее к людям, совершающим ошибки, которые вы научились преодолевать.

Читайте тщательно! Это – одно из самых полезных и выгодных занятий в жизни.

© 2017, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

Rating: 5.0/5. From 2 votes.
Please wait...