Предприятия создаются не для обеспечения постоянного дохода работников. Они нужны для получения прибыли, которая даст возможность достичь цели их учредителей.

Социальная роль предприятия полностью исчерпывается тем, что на нём созданы рабочие места для наёмных работников, и оно платит налоги, распределяемые и для решения социальных задач. Конечно, работодатели обязаны выполнять требования нормативных актов, регламентирующих экологические, санитарно-гигиенические и противопожарные нормы и требования охраны труда.

Разговоры о социальной ответственности бизнеса – ничто иное как завуалированное требование к бизнесменам отдать свои деньги (сверх налогов) на нужды немощных и бездельников. Мифы о мотивирующей роли социальных пакетов для работников придуманы с целью получить блага нахаляву.

Следование работодателей сыплющимся со всех сторон требованиям поделиться наносит ущерб не только их предприятиям, но и экономике в целом. Деньги, направляемые ими на «социальные» цели с аппетитом проедаются. Они не могут быть направлены на расширение бизнеса и, следовательно, на создание новых рабочих мест и генерацию дополнительных налогов.

Наёмные работники продают работодателю свои знания, навыки, время и труд. Их товар имеет свою цену соответствующую заработной плате. Для наёмных работников работодатель является клиентом, которого надо удовлетворить не хуже, чем клиентов работодателя. Поэтому к ответственности работников можно и нужно предъявлять некоторые требования аналогичные предъявляемым к предпринимателю.

То, что наёмные работники занимают кем-то созданные рабочие места, а не создают их для других, является личным выбором работника. И раз уж они выбрали свой жизненный путь в качестве наёмных работников, то обязаны исполнять правила, установленные работодателем.

В свою очередь, работодателям необходимо разработать свои правила, выполнение которых обеспечит эффективную работу предприятия. При разработке этих правил надо учитывать, что наёмные работники преследуют свои личные, в том числе и меркантильные интересы. Отношение работников к работодателю в подавляющем большинстве случаев этичным назвать нельзя. Поэтому правила должны быть жёсткими, но законными.

Если вы не разработаете свои правила и не доведёте их до сведения работников формализованными способами, то неминуемо будете платить за это. Вы будете платить одним работникам за безделье, другим за выполнение обязанностей первых, третьим за исправление халтуры первых и вторых. Вы будете платить поставщикам и клиентам за то, что ваши работники выполнили свои обязанности ненадлежащим образом. Вы будете платить своими деньгами, здоровьем и личным временем.

Хотя, почему будете платить? Вы это уже постоянно делаете.

Ваши правила – это ваша технология управления работниками. Конечно, этика в них должна быть соблюдена, но товар, который вам продают наёмные работники, вы вправе использовать так, как считаете нужным для себя. В отношениях с работниками, как в борьбе с конкурентами либо вы, либо вас.

Практический опыт автора этой статьи, приобретённый в ходе антикризисного восстановления эффективной деятельности ряда предприятий, показывает, что формализованный ввод управленческих правил, направленных в частности на пресечение использования работниками предприятия как своеобразного собеса, даёт возможность качественно улучшить состояние бизнеса.

То, что ваше предприятие не доведено до кризисного состояния, не означает, что можно не уделять внимания технологии управления и допускать излишнюю свободу действий работников. Вы в их глазах – эксплуататор, наживающийся на том, что не доплачивает им. Используемые ими способы «восстановления справедливости» часто переходят границу уголовного преступления. Применение технологии управления позволяет уменьшить работникам количество искушений для «восстановления справедливости».

Разрабатывая свои правила, представляйте себя в роли хирурга. Ведь вам тоже придётся кому-то сделать больно, чтобы вылечить болезнь. Кстати, большинство ваших работников положительно воспримут введение формализованных правил. Им не надо будет лишний раз думать и тем более брать на себя ответственность за принятие решений, от которых они отбиваются всеми доступными им способами.

Что касается личной социальной позиции, то никто не мешает вам оказывать помощь тем, кому вы считаете нужным. Все предприниматели, с которыми автор этой статьи обсуждал этот вопрос или знает об их благотворительной деятельности, постоянно помогают отдельным людям. Причём делают это не только тихо, но и очень деликатно. Так, чтобы люди, которым они помогают, не чувствовали себя нахлебниками.

Свою социальную роль вы можете сыграть, например, так, как это делал Генри Форд, являвшийся противником благотворительности. В книге «Моя жизнь, мои достижения» он описал принципы полноценного найма работников инвалидов. Форд предоставлял им работу, которую они могли выполнять так же, как здоровые люди, и с той же оплатой. Это позволяло инвалидам понимать, что они получают справедливую заработанную ими оплату, а не чью-то подачку.

В результате разработки и внедрения технологии управления ваше предприятие будет более эффективным, чем в настоящее время не только вследствие экономии денег выбрасываемых на «собес», сколько за счёт надлежащего выполнения работниками их обязанностей. А вы, наконец, станете настоящим хозяином своего бизнеса, а не его рабом.

© 2017, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

Rating: 5.0. From 1 vote.
Please wait...