Евгений Михайленко

Как поставить цель и достичь ее?

Отрывок из книги Е. Михайленко «Архитектура высокоэффективного бизнеса. Как перестать быть заложником обстоятельств и заставить бизнес работать на себя.»

Во многих трудах по управлению управленческий цикл описывается как: постановка цели – планирование – реализация планов — достижение цели – оценка результатов и повторение цикла. В этой схеме упущен важный элемент, а именно «корректировка цели во время ее достижения». Управляя автомобилем, Вы постоянно должны вносить корректировки в маршрут с учетом постоянно меняющейся дорожной ситуации. Мир не статичен, окружающая среда тоже, это необходимо учитывать.

Имея дело с системами, непременно рассчитывайте на то, что эффект скажется с определенной задержкой. Не ждите, что результаты изменений проявятся мгновенно. И чем сложнее система, с которой Вы имеете дело, тем больше может быть эта задержка. Вспомните, что когда Вы включаете компьютер, вам приходится ждать, пока система загрузится, то есть Вы не получаете результат сразу при нажатии кнопки. И если Вы не проявите терпение, а начнете давить на кнопку «Пуск» снова и снова или хаотично нажимать разные клавиши на клавиатуре, есть большая вероятность зависания системы, компьютер может не включиться вовсе. То, что мы делаем сейчас, скажется на нашей будущей жизни только когда проявятся последствия. Не зная об истинных причинах проблем, мы ищем их где угодно, тогда как они появились в результате наших действий в прошлом. Своими сегодняшними поступками мы формируем облик нашего будущего. И как следствие всего сказанного следует, что если Вы собираетесь подстрелить летящую утку, Вы должны целиться с упреждением.

Проиллюстрируем сказанное следующим примером. Вы желаете улучшить ситуацию с аварийностью на дорогах в масштабах страны и имеете соответствующие полномочия. Скажем, Вы ужесточаете требования к экзаменам на получение водительских удостоверений. Как скоро улучшится ситуация? Результаты придут спустя долгие годы, ибо, хотя Вы и инициировали улучшение качества подготовки новых водителей, на улицах остается множество водителей, получивших водительские права до Вашего воздействия на систему и имеющих худшую подготовку. Изменение в ситуации произойдет только после того как «старые» водители будут в значительной мере, естественным путем, заменены «новыми», а на это уйдут годы, поколения.

Цели необходимо ставить с определенным «запасом». Стоит учитывать «сползание» целей. Такое сползание предопределено уравновешивающей петлей обратной связи (ниже я распишу что это такое). Разница между желаемым и действительным всегда создает давление к понижению уровня цели, а не к ее достижению. Чем больше давление, тем вероятнее, что уровень цели будет снижен до фактически реально существующего состояния вещей. Когда мы привыкаем к пониженному уровню здоровья и материального благосостояния, наши цели, соответственно, дрейфуют вниз. Вспомните, кем Вы мечтали стать в детстве: космонавтами, генералами, президентами, рок-звездами и так далее. И как, многие стали? Нет, и что интересно, по прошествии времени мы перестаем стремиться ко многому, о чем ранее мечтали. Медленное снижение стандартов трудно заметить, потому что мы постепенно, но неизбежно привыкаем к имеющемуся статусу-кво.

В бизнесе, зачастую, падение эффективности занимает месяцы и годы, корпорации просто не замечают тревожных сигналов. Незначительные изменения незаметны, но при взгляде назад с существенного расстояния становится видно, как множество мелких перемен сливается в одну большую.

Второй фактор снижения целей имеет более опосредованный характер и заключается в изменении формулировки самой цели. Так незаметно мечта стать рок-звездой перетекает в стремление быть просто рок-музыкантом, затем просто научиться играть на гитаре … заканчивается решением сходить на рок-концерт и послушать, а возможно, в конце и просто купить запись и послушать дома.

В макроэкономике все до боли схоже. Например, когда низкий уровень жизни порождает политические проблемы, становится велик соблазн поправить положение, изменив определение/порог низкого уровня жизни, модифицировать потребительскую корзину, таким образом, что меньшее число людей получит соответствующий статус. Авиакомпании поразят Вас точностью прилетов и вылетов, если опозданием считать только отклонение от расписания более чем на сутки. Такого рода лукавство не дает возможности провести сравнение эффективности системы в разные периоды. Это опасно, это маскирует тревожные сигналы, нивелирует заметность необходимости изменений.

Справедливости ради, следует заметить, что цели могут не только понижаться, но и повышаться. Если план по продажам выполняется без труда, на следующий период могут быть установлены повышенные нормативы.

Если же думать системно, то приходится признать, что чем больше разница между действительным и желательным состоянием, тем больше искушение понизить уровень цели или более-менее аргументированно дать ей новое определение. И чем значительнее снижение уровня цели, тем меньше становится разница между действительным и желательным состоянием. Как не дать целям «проседать»? Цели дрейфуют вниз, когда новые стандарты устанавливают по прошлым достижениям, а не в соответствии с реальным видением неизбежного будущего. Подмены и нежелательной корректировки целей можно избежать, если устанавливать стандарты измерения целей за пределами системы, скажем, бизнесу лучше ориентироваться на лучшие мировые показатели в аналогичной сфере (бенчмарк), эталоны качества и тому подобные ориентиры.

© 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

No votes yet.
Please wait...