Эта заметка обращена как сотрудникам под руководством, так их руководителям среднего звена, у которых тоже есть начальники. Основная мысль — помочь и хорошим начальникам и их подчиненным понять друг друга, но прежде всего разобраться в себе и в своем видении этого вопроса, своем отношении к тому, что происходит между вами, и как это происходит.

Эта тема вписывается в общий контекст Клёвости (клиентоориентированности), так как и руководитель и сотрудник друг другу в каком-то смысле клиенты. Каждый дает друг-другу что-то.

Так получилось, что практически всю свою карьеру я был каким-то руководителем. Самое крутая школа руководства была в скаутском лагере в роли вожатого отряда маленьких, независимых и самовлюбленных американских детей. На самом деле, все дети очень похожи в своих мотивациях, проявлениях и страна или нация здесь не играет роли. Они открыты. Они точно знают, что они хотят, что им нравится, а что нет. И вот попробуй заставь их делать то, что нужно их родителям, тебе и твоему руководству. Отличие американских детей в том, что они с детства знают, что ты не можешь их наказать, а они могут на тебя подать в суд ;) это придает им сил и самоуверенности, снижает уровень восприятия рисков… со всеми тяжкими вытекающими последствиями. Ну да это лирическое отступление, но всем людям, стремящимся к карьерному росту, пройти эту школу — это бесценный опыт. Все, что работает с детьми, работает и в бизнесе и в жизни. Возьмите отпуск на лето и вперед, в лагерь! можно и в другую страну.

Возвращаемся к теме ;) За период руководства принял личное участие в собеседовании порядка 50 человек. Выборка небольшая по статистическим меркам. Почти всегда просил описать «идеального начальника». И описание часто было одно и то же:

• Относится с уважением, доброжелателен (нет стресса)

• Четко ставит задачи, то есть не нужно думать и разбираться что делать, все понятно.

• Не заставляет работать сверх норм (я не хочу работать сверх норм)

• Может меня чему-то научить

Ну да, кто-то вспоминает про честность, открытость, но далеко не все. Да и говорить на такую тему со своим потенциальным руководителем не многие готовы откровенничать ;)

Ничего не упустил? Всё так?

Теперь давайте по порядку разберем каждый пункт и проверим, а будет ли такой начальник реально хорошим. Для этого нам тоже нужно понять твои желания и стремления. Чего ты хочешь? Какие у тебя цели?

• Хочу развиваться и профессионально расти (заниматься интересными делами)

• Хочу карьерного роста, хочу стать руководителем

• Как результат, роста благосостояния

Но все это не возникнет само собой. Я конечно видел людей, которые продолжают учиться всю жизнь и их прет от этого процесса (ничего плохого в этом нет), но без реализации знаний на практике, без перевод знаний в какой-то конкретный результат (проект, достижение и т.п.) остальные пункты вряд ли будут реализованы, если должность не упадет сама по себе на вас с неба или с руки успешного родственника.

Другими словами, должно быть еще что-то про конкретную цель и результат — реализацию чего-то конкретного. Это может быть что угодно. Но главное, чтобы это было ваше желание и стремление, над реализацией которого вы будете фигачить по полной программе (долго или скоро, не важно, но до победного). Как раз это часто определяет для вас руководитель. Многие об этом не задумываются… Как говорят на тренинге «Контекст» от компании Business Relations — «Что ты хочешь СОЗДАТЬ?» (а не получить). Всем советую пройти этот прекрасный курс.

А теперь давайте еще раз взглянем на образ «идеального» начальника и ваши желания.

УВАЖЕНИЕ и ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ

Что это значит? Если руководитель доносит до вас свое недовольство вашей работой, будете ли вы считать это доброжелательностью? А в чем проявляется уважением? обращение на «Вы»?

Могу сказать, что Уважение и Доброжелательность каждый будет определять по-своему. У нас у всех разное воспитание, культура. Но здесь важен мотив! если Руководитель делает это для того, чтобы вам помочь, перенаправить, скорректировать — это однозначно хорошо. Это помогает развиваться, учиться. Руководитель с таким мотивом не просто скажет «плохо», но и утончит, что конкретно, что стоит улучшить… то есть даст более развернутую обратную связь. Форма этой связи, тональность, может быть очень разной. Но форма должна быть максимально честной, открытой. А эмоции? да пусть будут! Главное, вы уверены и четко понимаете, что руководитель не желает вам зла, а болеет за результат!

ЧЕТКОСТЬ ЗАДАЧ

И снова вопрос, что это значит? И может ли руководитель определить ту четкость, которая нужна вам? Часто это не возможно без вашей помощи. Ваша «четкость» будет отличаться от «четкости» руководителя и вот почему.

Вас наняли на работу, потому что вы специалист, профессионал, то есть вы знаете или умеете делать что-то очень хорошо, и часто, лучше, чем ваш руководитель. Вы знаете тонкости, детали. Вы знаете, что и как делать правильно. А руководитель хорошо знает что и зачем нужно, не вдаваясь в детали. Хороший руководитель просто должен четко понимать и доносить, чего он хочет, какая у него потребность, что он хочет получить на выходе. А вы, как специалист, способны сами решить как прийти к этому результату.

Проработав много времени в сфере исследований и анализа, могу сказать, что когда руководитель (или внутренний заказчик) просит меня сделать ту или иную табличку, я всегда спрашивал «ЗАЧЕМ?», какая цель упражнения, что хотим решить. Сформировав это понимание, мы строили совсем другие таблички, которые отвечали на основной бизнес вопрос.

С другой стороны, в бизнесе очень высок уровень неопределенности. Много разных факторов, тонкостей, регламентов, процессов и т.п. А на уровне руководства чаще возникают задачи и вопросы более общего, верхнего уровня. Эти вопросы являются ЧЕТКИМИ для руководства, но не являются ЧЕТКИМИ для вас. А должны ли быть они четкими, нужно ли руководителю тратить на это время, если вы и так знаете все эти тонкости лучше него, так как вы ведете работу по своему направлению каждый день?

Вывод такой — вам нужно забыть про четкость задач от руководителя, вам нужна ЧЕТКОСТЬ ПОТРЕБНОСТЕЙ, БИЗНЕС ЗАДАЧ, а задачи для себя вы вполне в силах определить сами, если вы хороший специалист.

РАБОТА СВЕРХ НОРМ

Конечно, заставлять обычно никто никого и не может. У тебя всегда есть выбор, делать или нет. Давайте подумаем, откуда берется эта работа и необходимость работы сверх норм. Обычно причин несколько и связаны они со сроками, и связанным с ними объемом работ. Работать сверх норм приходится тогда, когда мы что-то не успеваем сделать. А почему?

• Сроки спустились «сверху» и они нереалистичные, но мы их приняли.

• Сроки определили мы, но ошиблись с прогнозом

Хороший начальник всегда поможет вам с этим. Сроки должны назначать и защищать ВЫ! то есть те, кто делает работу. Руководитель может дать желаемый ориентир, может помочь с ресурсом, пересмотреть сроки со своим руководством и т.д. Но без вас, и вашей инициативы он это не в состоянии сделать. Если вы приняли сроки, дали обещание (а молчание — знак согласия), то это нормально, если вы их выполните. Если вы ошиблись со сроками — обсуждайте это сразу, как выяснили. Помните, вы здесь все в одной цепочке, ваши обещания, являются частью обещаний вашего руководителя и т.д.

Вас не заставляют! Вам ставят Цели, которые вы в праве обсуждать.

Важно то, что СРОКИ, ЦЕЛИ и ПЛАНЫ СОГЛАСОВЫВАЮТСЯ с вами.

МОЖЕТ НАУЧИТЬ

Ох, как это круто, когда есть такой руководитель. И для начинающих специалистов, обычно так оно и есть. Но чем дальше, тем меньше мы можем взять от нашего руководителя. А бывает и так, что руководит вами человек, которые вообще в вашей сфере ничего не знает. Это плохо?

А вот и нет! Если руководитель сам понимает, что он в ваше сфере ни бум-бум — это хорошо. А такая ситуация становится все более и более распространенной, так как технологии, методики, инструменты появляются и развиваются каждый день, каждый час и отследить руководителю за этим по всем его фронтам руководства достаточно трудно. И здесь скорее руководитель будет учиться у вас.

Важно не то, чему можно научиться у руководителя, а то, что руководитель предоставляет вам ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ.

А кто может точно определить ваши зоны развития? частично это ваш руководитель или ваши партнеры. Но главное — это ВЫ САМИ! И пока вы не заявили о своих потребностях в развитии, вы ничего и не получите от обычного руководителя. Не ждите подачек — формируйте, требуйте, обосновывайте… да и просто учитесь. Теперь есть столько возможностей учиться самому за небольшие деньги, а иногда и бесплатно, что сидеть на попе ровно просто расточительство и трата времени.

Теперь давайте взглянем еще раз на отправной образ «Идеального» руководителя и на наши мотивы:

ОН «ДОЛЖЕН» (РУКОВОДИТЕЛЬ)

• Относится с уважением, доброжелателен (нет стресса)

• Четко ставит задачи, то есть не нужно думать и разбираться что делать, все понятно.

• Не заставляет работать сверх норм (я не хочу работать сверх норм)

• Может меня чему-то научить

Я ХОЧУ

• Хочу развиваться и профессионально расти (заниматься интересными делами)

• Хочу карьерного роста, хочу стать руководителем

• Как результат, роста благосостояния

Вы видите здесь конфликт или противоречие? Можно ли имея такого начальника реализовать ваши желания? Легко ли вам будет развиваться, получая четкие с вашей точки зрения задачи? сможете ли вы понять, как действует руководитель, если он будет делать трансформацию бизнес задач в ваши задачи за вас? сможете ли вы развиваться? сформируете ли вы потенциал стать хорошим руководителем? и т.д.

Для меня ответ очевиден. А одна из основных ролей хорошего руководителя — это развитие! так вот получается, что ваш «хороший» руководитель — ПЛОХОЙ! ;)

В моем понимании, хороший руководитель — это человек:

• Доброжелательный, болеющий за результат

• Четко формулирующий БИЗНЕС задачи или вопросы, объясняющий что и зачем это нужно

• Он требователен и не безразличен к вашим результатам, и он ОБЩАЕТСЯ с вами по СРОКАМ, ПОДХОДАМ, давая вам возможность сказать свое экспертное слово. Сроки назначаете ВЫ или он помогает вам выполнить задачи в срок ресурсами, экспертизой, уточнениями и т.д.

• Он дает вам ВОЗМОЖНОСТИ развиваться, привлекая экспертов, тренеров, делясь своим опытом на практике тогда, когда это необходимо ВАМ для работы.

Сунь Цзы, китайский стратег и мыслитель, живший в VI веке до н. э. в своей книге «Искусство войны» сказал: «Тот, у кого полководец способный, а правитель не мешает ему, одержит победу». Это перефразировал в прошлом веке Сергей Капица: «Руководить — это значит не мешать хорошим людям работать». Вам нужно понимать это и быть или стать тем самым способным полководцем, которые знает, что нужно сделать для победного результата на своем фронте.

Учитесь и Развивайтесь! и не ждите ответов на ваши вопросы! ищите ответы!

© 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

No votes yet.
Please wait...