Краткий обзор корпоративных ролей управления знаниями (КМ) в международной практике

Олег Лавров – председатель правления Ассоциации «КМ Альянс», опираясь на международную практику, представил свое видение ролей в Knowledge Management. Предлагаем ознакомиться со статьей и высказать свое мнение.

Анализируя литературу из различных источников о деятельности в европейских, американских и азиатских компаниях, хочу предложить вам мнение о текущем положении дел с ролями и функциями организаторов и исполнителей управления знаниями в компании.

1.«Chief Knowledge Officer (CKO)» или «Chief Learning Officer (CLO)» — это самое высокое положение в текущем понимании роли лидера управления знаниями в компании. СКО/CLO:

• развивает общее видение и ценности КМ в рамках всей организации;

• создает и реализует общие стратегии, в том числе и в области управления знаниями, основанную на текущих знаниях;

• отвечает за разработку и внедрение системы управления знаниями в организации, видеть КМ в теоретическом и историческом контексте;

• способен изменить мышление / парадигму на эффективную работу со знанием в компании;

• планирует и регулярно осуществляет деятельность в области управления знаниями, критически оценивает решения в области КМ;

• ведет «погрузочно-разгрузочные» работы с организационным знанием — управляет жизненным циклом знаний в понимании компании;

• проводит оргизменения в организации, основанные на уникальных интеллектуальных ресурсах и активах компании;

• создает штат и функционал КМ-специалистов, развивает способности / компетенции по работе со знанием;

• управляет коммуникацией и персоналом КМ;

• регулирует функции безопасности и сохранения конкурентных знаний;

• сохраненяет интеллектуальную собственности организации;

• поддерживает и развивает базу знаний компании и ведет учет в организации баланса новых и существующих знаний;

• ведет разработку и учет передовых организационных практик;

• определяет структуру КМ проектов и их эффективность;

• эксплуатирует существующие организационные знания для целей и задач бизнеса;

• обеспечивает удовлетворенность участников процессов управления знаниями всех уровней;

• отчитывается о деятельности сотрудников и проектов по управлению знаниями;

• ведет учет влияния проектов или системы УЗ на создание ценности бизнеса и возврат на вложенных инвестиций.

2. «Knowledge Manager» — администратор-специалист технологической «базы знаний» — это руководитель, который работает с СКО (или с высшим руководителем):

• может возглавлять проектный офис и реализует выполнение стратегии;

• может осуществлять разработку стратегии корпоративных км проектов и проектов управления изменениями, таксономии знаний, анализа социальных сетей, образовательных профилей сотрудников;

• осуществляет «поставку» корпоративных знаний под запрос;

• участвует в создании системы управления знаниями во всей компании.

3. «KM Champions / Knowledge Leaders» — это может быть выделенный или не выделенный в специальную штатную единицу, а неформальный лидер, осуществляющий содействие KM в организации, часто выступает с конкретными инициативами, например, повторное проектирование интранет, организацию работы сообществ практиков, построения таксономии корпоративных знаний, участвует в создании системы управления знаниями во всей компании.

4. «Knowledge Brokers» — это специалист, который знает, где и у кого находится корпоративное знание.

• соединяет людей с нужным знанием с теми, кто в нем нуждается;

• может находится в департаменте HR или ИТ и владеть картой знаний организации;

• участвует в создании системы управления знаниями во всей компании.

5. «Knowledge Synthesizers / Knowledge Stewards» — стюарды или синтезаторы знания — эта роль может быть реализована специалистами различных подразделений, такие специалисты несут ответственность за сохранение локальных знаний департаментов и фиксацию значительного объема нового (создаваемого сейчас) знания и передачу его в организационную память (базу знаний).

6. «Knowledge Editor» — редактор знаний — это специалист, который формирует таксономию и упаковывает контент явного и формализованного организационного знания сотрудников, так чтобы корпоративный пользователь мог легко его использовать и понимать.

7. «Knowledge Analyst» — аналитик организационных знаний сотрудников — это специалист, который переводит потребности пользователей в требования к корпоративным нормам управления знаниями и следит за соблюдением и развитием этих норм.

8. «Knowledge Transfer Engineer» — это специалист — инженер организационной передачи знаний. Он отвечает за фиксацию, формализацию и передачу неявных знаний таким образом, чтобы облегчить повторное использование созданного нового знания в организации. Также он облегчает передачу неявных знаний путем подключения соответствующих людей для объяснения и уточнения организационных знаний определенных сотрудников.

9. «Knowledge Systems Engineer» — инженер системных знаний — это эксперт системы управления знаниями, который создает решения для инициатив в области УЗ за счет использования порталов, интранет, базы знаний и данных.

10. «Knowledge Management Process Owner» — владелец процессов управления знаниями — это специалист, который несет ответственность за обеспечение пригодности процесса управления знаниями в организации для достижения корпоративных бизнес-целей:

• является спонсором процесса управления организационными знаниями;

• имеет достаточные ресурсы для разработки процесса управления знаниями в соответствии с передовой практикой и отвечающей потребностям организации;

• осуществляет арбитраж в любом споре за распределение обязанностей;

• спонсирует коммуникационную кампанию по продвижению информированности сотрудников и принятия решений о процедурах управления знаниями;

• отвечает за создание и выполнение плана, целей процесса управления знаниями, за метрики для измерения успеха, получение официальной обратной связи от высшего руководства по процессу управления знаниями и связанные с ним процедуры в компании.

• обеспечивает согласование с текущей культурой организации и ИТ- стратегией управления услугами, обеспечивает координацию со всеми другими вовлеченными департаментами;

• может быть в проектной или функциональной логике;

Вот неполный перечень возможных ролей и функций участников корпоративного процесса управления знаниями.

Если вас заинтересовала тема управления знаниями, приглашаем посетить наш блог http://kmjournal.ru/ . Здесь вы найдете много полезной и интересной для вас информации.

© 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

Rating: 3.0. From 2 votes.
Please wait...