Евгений Михайленко

Неадекватные сотрудники

Нам бы всем хотелось иметь жить в соответствии с разумным рабочим процессом в нормальной атмосфере. Никто не испытывает удовольствие от работы и общения с неадекватными в своих словах и поступках людьми. Хотелось бы…, но так случается не всегда. Встреча с «отмороженными на всю голову» персонажами в быту, чаще всего, мимолетна и не имеет последствий, но вот ежедневная работа рядом с чудаковатым коллегой или начальником способна превратить всю профессиональную жизнь в кромешный ад. Я достаточно подробно описывал такое явление в книгах «Менеджмент в юриспруденции» и «Архитектура высокоэффективного бизнеса». Сейчас хотелось бы коснуться этой темы более целенаправленно и в несколько ином ракурсе.

Мир полон неадекватных людей. Они ведут себя странно: не так одеваются, вызывают своим поведением смех у коллег и партнеров компании. Любопытно, что многие из них нередко занимают очень хорошие посты, а некоторым многое прощается за «гениальность» и особые заслуги перед компанией. Бывает и так, что на одной работе человека держат за дурачка, а на другой он вдруг превращается в сверхценного специалиста. Почему это происходит? Таких людей — смешных, неадекватных, не вписывающихся как в коллектив, так и в рамки своей должности – много. Зачастую такие люди, к удивлению окружающих, умудряются занять хорошие посты. Все зависит от критериев адекватности, а они у каждого человека индивидуальны.

Давайте начнем с понятий. Что есть норма? Этого до сих пор никто не может точно сказать. Гениальные люди часто отличаются определенной экстравагантностью, но вот большинство людей, совершающие эпатажные и экстравагантные поступки бесконечно далеки не то чтобы от гениальности, но даже от просто наличия элементарного мозга. Дом-2 или любое ток-шоу напомнить?

Ненормальные (девиантные) выходки можно поделить на две большие категории:

Откровенно криминальные, с которыми все понятно и как с ними бороться тоже очевидно, это забота правоохранительных органов, пускай зарабатывают свой хлеб, а не только вдоль трасс по кустам с радарами прячутся, и дань с гастербайтеров собирают. Подавайте соответствующее заявление, пусть поработают ради разнообразия.

Вторые совершают пограничные выходки, которые вроде как уголовно не наказываемы, но, тем не менее, достаточно разрушительны, антиобщественны или аморальны. Тут все несколько сложнее и не так очевидно как в первом случае.

Посмотрев на практику и пообщавшись с коллегами, я выделил несколько типов оного, но при этом, ни в коей мере не претендую на полноту картины. Человеческая душа велика, много гадостей в ней может уместиться, а тараканы в головах все время мутируют и порождают новые виды и классы.

Патологическое стремление удовлетворить свои желания любой ценой. Чаще всего этим страдают работники, имеющие всевозможные зависимости — алкогольную, наркотическую, к азартным играм и т.д. (видов такой зависимости может быть очень много). Такие сотрудники используют работу сугубо в целях удовлетворения своей зависимости и при этом, интересы работодателя, разумеется, не учитываются. Характерным моментом является то, что такие работники, даже не совершая неадекватных поступков непосредственно во время работы все-равно представляют собой проблему (похмелье может быть и после употребления спиртного во внерабочее время, а кассир может соблазниться доступом к денежным средствам чтобы погасить долг, который приобрел ранее, играя в азартные игры и т.п.).

Девиантные особенности психологии (садизм, мазохизм и т.д.). В практике часто встречаются и такие формы девиантного поведения, как садизм работника по отношению к другим, чаще всего зависимым от него, сотрудникам или иным лицам. Как ни странно, но это часто характерно для педагогов и сотрудников правоохранительных органов. Чаще всего проявляется в форме психологического насилия (моральный садизм, пси-садизм — жертве причиняются не физические, а психологические, морально-нравственные страдания в виде унижения, оскорбления, угроз и др.), ибо физическая форма подпадает под первую категорию, очевидна и легко доказуема, а соответственно, вполне легко преследуется по закону.

Психиатрические заболевания. Ну тут тоже все достаточно очевидно. Больных надо лечить и заниматься этим должны специально обученные люди.

Предъявляющие неадекватные требования к коллегам. При определенных условиях и в разумных рамках авторы таких требований бывают даже забавными. Они могут требовать чтобы в их дверь стучались именно три раза, обращались к ним определенным образом, могут завесить свое рабочее какими-нибудь картинками или коллажами, «чудить» предаваясь в офисе каким-нибудь духовным практикам и т.д. Такие личности неплохо показаны в сценке «Уральских пельменей» «Тимбилдинг на стуле» — интернет Вам в помощь.

Неадекватные неприкасаемые работники. Их, собственно, две категории. Неприкасаемые в силу особых отношений с собственником (руководством) или влиятельными людьми: их родственники и любовницы, ставленники крупных чиновников и т.п. Вторую категорию составляют те, которые являются неприкасаемыми в силу особенностей законодательства: беременные и т.п. Я отношу их к неадекватным потому, что часто их поведение (не всех конечно, но многих), также выходит за рамки нормальности. Уверенность в своей правоте и безнаказанности при определенных условиях порождает наглость и необоснованные конфликты с руководством и другими сотрудниками. Это также выражается в хронических опозданиях, игнорировании приказов и распоряжений, невыполнении своих обязанностей и нарушении установленных в компании порядков. Часто сопровождается склочностью.

«Обиженки». Этим всегда кажется что их обделяют. Высосанное из пальца чувство уязвленной справедливости заставляет их лезть на баррикады, устраивать бесконечные революции. Они упиваются ролью жертвы на общественное благо. Своего рода психологический мазохизм. Можно было бы с этим мириться, но проблема в том, что такие люди часто негативно влияют на всю компанию. Они всегда всем обижены, несправедливо наказаны, весь мир относится к ним враждебно, из-за чего они вынуждены защищаться.

Только, ради бога, не путайте таких «вечно обиженных» с теми, кто критикует по делу и высказывает здравые мысли.

«Местечковые юристы». Они часто неплохо знают законодательство и вести себя с ними нужно аккуратно. Иногда под их требованиями к работодателю кроются не фактические и разумные основания, а сугубо юридические. В таких случаях неадекватность состоит именно в бессовестном использовании пробелов в законодательстве или формальных ошибок работодателя в целях собственной наживы. По своей сути таких работников можно назвать сутяжниками.
Излишне мнительные фантазеры. Как правило, неадекватность таких сотрудников вызвана их особыми личностными качествами. Мнительность, закомплексованность, боязнь публичности, насмешек, низкая самооценка. Именно такие работники пишут жалобы во всевозможные органы: прокуратуру, полицию, инспекцию по труду, ЮНЕСКО и ЕСПЧ обвиняя руководство в дискриминации, а коллег — в грязных интригах.

Маловменяемый сотрудник может не только нарушать установленные бизнес-процессы на доверенном ему участке работы, но и нанести непоправимый ущерб репутации и активам всей компании. Самая тревожная ситуация складывается тогда, когда неадекватный человек оказывается на потенциально опасных должностях. Пожалуй, этот случай неадекватности самый серьезный, поскольку создает угрозу не только для самого работника и его коллег, но зачастую и для иных лиц. Представьте себе человека с расстройствами личности на должности авиадиспетчера, водителя общественного транспорта, все помнят выходку майора Евсюкова, который устроил расстрел покупателей супермаркета.

Как бороться с неадекватностью? Разумеется, универсальных способов борьбы с головными тараканами не существует, каждый случай индивидуален. В одних случаях достаточно побеседовать и урезонить такого лунатика, в других нет иного выхода, кроме как немедленно избавляться от проблемы вместе с сотрудником не взирая ни на какие последствия. Что еще можно попробовать?

  1. Иногда достаточно пересмотреть загруженность сотрудника. Глупости приходят в голову, которая ничем не занята. Любой командир военной части или капитан морского судна скажет Вам, что самое главное в поддержании дисциплины среди личного состава – не давать лишнее свободное время. Безделье порождает чудовищ. Да и вообще, направить «агрессивную» энергию в нужное русло никому не повредит.
  2. При общении с неадекватной персоной полезна банальная письменность. Она позволяет убрать нездоровый эмоциональный накал во взаимоотношениях и раскрывает логические несвязности в аргументации оппонентов. Именно так я поступал в свое время, работая в администрации субъекта федерации. Иногда на прием приходят совершенно «шарахнутые» граждане и просят, к примеру, защитить от вредного излучения, которым на них светят соседи, выделить средства из областного бюджета на строительство храма святого Вальдемара Электростальского из спичечных коробков, предпринять все меры дипломатического воздействия на власти Уганды, чтобы они освободили миллионы заключенных обезьян (все примеры реальны). Ну что с такими персонами делать? Зачастую, они еще и склонны к агрессии. Дайте такому бумагу и ручку, пусть пишет суть своей проблемы. Это успокаивает. А в случае эксцессов поможет Вам доказать Вашу невиновность и неадекватность такого персонажа.
  3. Эскалация ситуации на вышестоящий уровень. Если работать бок о бок с невменяемой персоной нет никакой возможности, а уволить его Вы не можете в силу того, что он занимает более высокую чем Вы позицию, иногда приходится ставить перед руководством вопрос: «или я, или он/она».
  4. Иногда достаточно просто поговорить с таким человеком. Возможно, что на самом деле не так уж он и ненормален как кажется. Не исключено, что его экстравагантные выходки есть ни что иное, как защитная реакция. Разберитесь в истинных причинах. Наказание имеет смысл применять только после того, как сотрудник согласился с тем, что было нарушение. А что, если факт нарушения есть, виновник установлен и изобличен, а сотрудник упорно «выкручивается»? Спросите себя: «Зачем мне сотрудник-лжец?» Кстати, за враньё рекомендую увольнять сразу и без всяких «последних» шансов.

Какие выводы можно сделать по данному вопросу?

В первую очередь, и это лежит на поверхности, не допускать попадания таких людей в Ваш бизнес. Своего рода фильтром на странности должны стать сотрудники, осуществляющие первоначальный отбор претендентов на работу. С дураками легче не контактировать, чем потом болезненно избавляться от них. Настораживает кандидат — перепроверьте его еще и еще раз.

Такие люди часто бывают сутяжниками. Работодателю следует быть готовым к возникновению судебного спора, а значит, особо тщательно придерживаться точного соблюдения всех необходимых легальных процедур.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ НА ФОРУМЕ

© 2015 — 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

No votes yet.
Please wait...