Евгений Михайленко

Неуверенность топов в завтрашнем дне и лояльность компании

Зачастую, причиной многих сложностей и проблем в деятельности бизнеса являются преднамеренные или случайные действия руководителей самого бизнеса. Бывают ситуации, при которых грамотный менеджмент «вдруг» начинает принимать такие решения и вести такую политику в компании, что мы можем наблюдать в бизнесе застой и развал. Часто причина кроется в том, что управляющие компанией менеджеры являются временщиками, пришедшими на очень короткий срок с целю заработать и двинуться дальше, лояльность их компании очень невысока. Им дана эта компания в управление, и дана ненадолго. Менеджмент это знает и стремится взять максимум. В такой ситуации менеджменту не до развития компании, собственник где-то там далеко, ему нужна прибыль здесь и сейчас, реальное положение дел в бизнесе, на самом деле, до тех пор, пока все не развалилось совсем, его волнует мало.

Но с другой стороны… Очень тяжело думать о развитии, когда постоянно балансируешь на грани выживания в компании. Когда не знаешь, будешь ли нужен еще хотя-бы полгода-год, тяжело планировать что-либо на десятилетия. Это дано не каждому. Да и, наверное, это неправильно. Долгосрочные цели компании и менеджмента должны совпадать, а о какой долгосрочности можно говорить при такой ситуации?

Да, настоящие профессионалы исповедуют несколько иной подход. Это не значит, что они честно работают на свою фирму только до тех пор, пока в ней дела идут хорошо, а в случае наступления трудностей пакуются и отбывают работать на конкурентов. Они остаются со своей компанией до тех пор, пока она честна во взаимоотношениях с ними, пока собственники не пытаются их «употребить» и не лишают их собственного достоинства. Этот подход действует ровно до тех пор, пока собственник не пытается использовать наемный менеджмент «в темную». И если до отмены крепостного права барин обладал всей полнотой власти и делал все, что хотел, то сейчас при такой ситуации, менеджер психологически, в своей душе, освобождает себя от ВСЕХ обязательств перед таким собственником. Это жестко, но справедливо и накладывает права и обязательства на все взаимодействующие стороны. Речь не идет о нанесении вреда компании. Но никто не может заставить менеджера, с которым поступают несправедливо, продолжать сотрудничать. В таком случае, профессионал не скатывается до подлости или откровенного вредительства, он просто уходит.

Что же есть «надежность» в рассматриваемом случае? Что может до определенной степени гарантировать стабильную работу менеджера без неожиданных демаршей? Как предсказать неустойчивость положения менеджера и по каким признакам понять, что он рано или поздно всерьез задумается об уходе?

  1. Уровень квалификации и компетенций менеджера соответствует той задаче, которую он выполняет, он находится «на своем месте», поставленные перед ним задачи ему по силам, он доволен своей работой и получает от нее устраивающее его материальное и психологическое удовлетворение. Компания безупречно исполняет перед работником свои обязанности, а он, в свою очередь, видит свои перспективы в ней.
  2. Психологический климат в коллективе благоприятен, отсутствуют склоки и негативная клановость, работник не подвергается какой-либо дискриминации, сотрудники относятся друг к другу со взаимным уважением, отсутствует деструктивная конкуренция за доступ к ресурсам или продвижение по карьере, материальные блага.
  3. Взаимоотношения с руководителем (собственником) ровные, деловые (отношения, выходящие за рамки деловых, тоже являются рисковым полем, поскольку неизбежно экстраполируют на работу межличностные конфликты и тем самым увеличивают риски). Важно чтобы руководитель (собственник) то, что называется, «говорил с менеджером на одном языке», у них было взаимопонимание и общие долгосрочные цели, а также сходное понимание того, как достигать эти цели. Менеджер планирует и строит свою жизнь в одном русле с компанией, а компания способствует этому.
  4. Отсутствуют противоречия в плане социальных потребностей работника и нужд бизнеса. Например, очевидно, что сложно ожидать долговременного плодотворного сотрудничества от одинокой женщины с ребенком, от которой требуются регулярные переработки, в то время, как ей необходимо на время таких переработок куда-то пристраивать ребенка. Любая женщина, безусловно, в выборе между ребенком и работой предпочтет первое, и это нормально
  5. Также важен определенный психотип менеджера (без излишней конфликтности, без склонности к антиобщественному и противоправному поведению, он готов идти на определенные издержки ради интересов своей организации, с пониманием относится к проблемам компании и не бросит ее при первых же трудностях, осознает свою ответственность перед своей организацией, знает свои обязанности и стремится четко их выполнять, не имеет проблем с наркотиками и алкоголем).
  6. В свою очередь компания, ведет честный бизнес и не имеет темного прошлого. Если же у компании (учредителя/руководителя) у самого «рыльце в пушку», то и от менеджера ожидать лояльности было бы наивным.

Это очень общие наброски, но основная мысль такова: «Взаимная верность сотрудника и компании означает безукоризненное выполнение обеими сторонами своих обязанностей».

Обсудить статью на форуме

© 2015 — 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

No votes yet.
Please wait...