Евгений Михайленко

Основная проблема неэффективности бизнеса. Как выживать в кризис

Знаете, в чем кроется основная причина неэффективности бизнеса? В мозгах бизнесмена. Да, да, именно в них. Не в нестабильности валютных курсов, не в дороговизне кредитов, не в отсутствии подходящей рабочей силы, не в коррупции, санкциях и даже не в безобразной экономической политике государства.

Довелось мне на днях зайти в заведение, которое занимается общественным питанием обычного офисного персонала из компаний, расположенных поблизости. Сказать, что организация работы этого заведения слишком уж ужасна, я не могу, скорее очень типична, что, безусловно, удручает. Предприниматели чаще всего думают, что любое сколь-нибудь значимое изменение организации бизнеса к лучшему требует дополнительных ресурсов – больше сотрудников, денег, времени. Но это не так!

У прилавка, столпившись, зевали и ждали своей очереди человек пятнадцать-двадцать. И причина этого затора заключалась в том, что в обеденный час в этом заведении работала только одна касса из четырех, а кухня не справлялась с заказами. Неужели это так непредсказуемо, наплыв людей в обеденное время? Догадываетесь, какой будет ответ, если спросить менеджера заведения почему так происходит? Очень даже типичным: «Потому что мне не хватает персонала». И именно это оправдание Вы услышите в большинстве подобных случаев. Это очень типично для России. Как только что-то идет не так, менеджеры сразу же ссылаются на недостаток ресурсов. И чтобы все было как надо просто необходимо их добавить. Очередь к операционистке в банке? Давайте наймем еще операционисток! Растет преступность? Давайте увеличим число полицейских! Бардак в сфере государственного управления? Давайте увеличим число чиновников! Так мыслят у нас почти все. Собственники малого и крупного бизнеса, чиновники, правоохранительные органы, буквально все поголовно уверены, что решение больших задач непременно требует задействование соответствующих огромных ресурсов. И при этом, даже не всегда речь идет о коррупции. Многие люди абсолютно искренне убеждены, что изменить что-то к лучшему можно лишь вложив больше. Давайте нам больше денег, людей, иные ресурсы говорят эти люди, и тогда мы способны на все!

И это чудовищное, но, тем не менее, повальное заблуждение. По своей сути — это попытка решать проблемы, не используя системное мышление и не задействуя наш разум. На самом деле, на практике все происходит наоборот. Зачастую, чем больше Вы тратите ресурсов на решение проблемы, тем хуже она решается. Ведь подобное мышление позволяет не «включать» голову (подробнее об этом феномене Вы можете прочитать в моей книге «Архитектура высокоэффективного бизнеса»).

Конечно, есть проблемы, которые действительно требуют определенных вложений, но при этом огромное количество задач можно успешно решить сугубо за счет грамотного управления и системного подхода к ним. В упомянутой столовой работники работают в две смены, одна отрабатывает свое время и уходит домой, вторая заступает. При этом, в утренние и вечерние часы в столовой практически пусто, а сотрудники зевают и разгадывают кроссворды. Чтобы избавиться от очередей, необходимо тщательно проанализировать и скорректировать рабочие графики и бизнес-процессы:

  • если кухня начнет готовиться к обеденному наплыву клиентов заранее, а не лениво потягивать чаек в ожидании обеда, то будет вполне успевать готовить все что нужно вовремя и потом не тратить на это время, в час-пик, когда каждая секунда поистине на вес золота;
  • физические размеры и загруженность кухни вполне позволяют организовать рабочий график таким образом, чтобы в обеденное время работали одновременно две смены, а соответственно две-три кассы гораздо быстрее отпускали бы клиентов, а удвоенный персонал кухни при правильном распределении обязанностей вполне способен обслуживать посетителей вовремя;
  • в обеденное время менеджер зала, вместо бесцельного разгуливания по помещению и бесконечных перекуров у входа, вполне и сам мог бы стать за кассу и тем ускорить обслуживание клиентов.

Вам представляется, что это все мелочи? Нет! Вся наша жизнь состоит из подобных мелочей. Именно такие мелочи отделяют коммерческий успех от банкротства, а умение работать с ними отделяет эффективный бизнес от посредственного. Ни одного недовольного очередью клиента, который в следующий раз не придет сюда обедать, пожалев собственное время. Именно так должен быть организован бизнес, если его менеджмент хочет преуспевать. Ни единого бесцельного движения персонала, никакой суеты, максимальная эффективность и ничего, и никого лишнего! Лучше раздайте зарплату освободившихся ненужных дармоедов остальным, тем, кто приносит Вашему бизнесу реальную пользу, тем, кто обеспечивает производственный процесс с максимальной эффективностью. Необходимо заставлять себя анализировать все мельчайшие детали и искать умные и максимально эффективные решения здесь и сейчас. В кризис это становится жизненно важным.

Если бездумно раздувать штаты, тупо вкачивать в бизнес деньги, а не приучать людей работать эффективно, не добиваться необходимой производительности труда — удержаться на плаву будет практически невозможно. Да это сложно, да приходится преодолевать сопротивление людей, многие не согласятся работать в новых условиях, даже будут готовы пожертвовать частью своей зарплаты, чтобы только ничего не менять в своей работе, но другого выхода нет. Эффективность каждого отдельного процесса, беспощадное вырезание из них всего лишнего и возведенное в культ словосочетание «повышение эффективности» — вот Ваша молитва, которая поможет Вам выжить. Необходимо менять сам образ мышления, прежде всего свой, а затем и каждого работника. Не жалеть никаких благ для тех, кто предлагает разумные пути для повышения эффективности. Те, кто достигают таковой, должны гордиться своими заслугами и получать всевозможное поощрение, а от балласта же необходимо избавляться жестко и решительно. Безусловно, на первых порах, Вы не избежите обвинений в эксплуатации людей, использовании тяжелой ситуации для личного обогащения и т.п., но уверю Вас, все подобные обвинения отвалятся сами собой, если Вы не поддадитесь соблазну немедленно распихать по своим карманам первые же плоды от новой философии Вашего бизнеса, а пустите их на совершенствование производства, облегчение условий труда, материальное стимулирование достойных работников. Настоящему хозяину бизнеса куда как выгодней платить в полтора раза больше тому, кто дает вдвое большие результаты. Ну а кроме этого, законы работы систем выдают нам от такого подхода и дополнительные «коврижки» в виде вовлечения в процесс совершенствования самих работников, улучшения морально-психологического климата, создания атмосферы нетерпимости к тем, кто тормозит бизнес и мешает ему развиваться своей ленью и многое-многое другое.

Только такой подход может обеспечить долгосрочное конкурентное преимущество и привести Ваш бизнес к успеху.

Обсудить статью на форуме

© 2015 — 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

No votes yet.
Please wait...