Роман Шерн

Почему кризис удобен подавляющему большинству людей

Это кажется парадоксальным, но кризис удобен подавляющему большинству людей.

Мы (люди) ленивы. Мы всё стараемся упростить, лишь бы поменьше думать. Мы развешиваем ярлыки на других людей и явления. Для создания ярлыка нам не обязательно знать подробности. Достаточно спонтанно возникшего мнения или чьих-то услышанных слов. В зависимости от того, совпадает или нет наше знание или мнение с мнением или знанием другого человека, либо оценка явления с нашим мнимым эталоном, мы вешаем позитивные или негативные ярлыки. Даже узнав дополнительные факты, которые противоречат развешанным нами смысловым ярлыкам, мы обычно пренебрегаем ими, сохраняя своё ошибочное мнение, ставшее догмой. Это происходит и по отношению к тем людям и явлениям, о которых мы знаем много, противоречащего нашим ярлыкам. Нам так проще, и лишь немногие утруждают себя хоть какими-то размышлениями, прежде чем повесить очередной ярлык.

Почему часто не принимаются нужные управленческие решения

Поток противоречивой экономической и управленческой информации слишком велик, чтобы его внимательно обработать хотя бы частично. Естественная защитная реакция заставляет людей ограничиваться поверхностным взглядом, основанным на как-то сформированных воззрениях. Эти воззрения часто являются заблуждениями, возникшими в результате доверия к авторитету «гуру» или вследствие собственного здравомыслия на основе ошибочного предположения.
В обоих этих случаях воззрения не имеют под собой основы, заключающейся в знании хотя бы азов микроэкономики, менеджмента, маркетинга и т.д. Поэтому принимаемые решения нередко оказываются не только неэффективными, а даже вредными для предприятий. Наглядный пример: Как устанавливаются цены на товары и услуги предприятий? В подавляющем числе случаев на основе поверхностного сравнения, а не глубокого анализа, так называемых рыночных цен. При этом, как правило, не делается проверка принятой цены на её безубыточность для предприятия. И так почти во всех вопросах деятельности.

При этом всегда наготове якобы логичные обоснования принятых решений. Но эти обоснования – тоже ярлыки, развешенные на явления. Проверьте себя! Сколько предложений, обещающих решить ваши насущные задачи, и почему вы ежедневно отвергаете, не только не разобравшись, а даже не задумываясь? Много. Развешенные вами ярлыки стали рефлексами. Да, вы тем самым защищаете себя от бесполезных словоблудов и мошенников, но и теряете свои шансы.

Такая самозащита от интеллектуальной перегрузки на самом деле – отговорка. Минимизация аналитического труда является способом ухода от ответственности за принятие решения, требующего знания азов, выяснения деталей, взвешивания вариантов. Ведь так просто найти оправдания при неудаче, свалив вину за неё на кого-то или что-то от вас не зависящее. Потому и принимаются решения какие-то, а не нужные. Порой кем-то подсунутые или пропихнутые, а не лично продуманные и «выстраданные».

Не обманывайте себя, прячась от ответственности за принятие важных решений.

Не только лень, есть ещё и страхи

Да, риски присутствуют при принятии любого управленческого решения. Их предусматривать необходимо. Но хоть как-то учитываются только знакомые риски. Что люди не знают, то на их взгляд якобы и произойти не может. Например, кто-нибудь страхуется от риска катастрофического землетрясения в Санкт-Петербурге? А ведь теоретически оно возможно.

За многотысячелетнюю историю человечество накопило много работающих управленческих приёмов. Они относительно просты. Но окружающие людей проблемы кажутся слишком сложными и требующими применения сложных инструментов. Эта мнимая трудность пугает. Ведь чем сложнее решение, тем больше рисков оно таит. И вот вместо использования хотя бы проверенных управленческих инструментов люди «перестраховываются» бездействием.

Что это за инструменты, вы можете узнать, прочитав, например, мои книги «Откровенно об управлении предприятием», «Биороботизация работников», «Что надо знать о деньгах с детства» и сборник моих статей «Секреты успеха», который я бесплатно пришлю по электронной почте по вашей заявке.

Обратите внимание и на то, как люди реагируют на ваши советы. Прочувствуйте их реакцию, особенно в тех случаях, когда ваши слова основаны на точном проверенном знании. Вы увидите сомнения, услышите возражения. Вам, скорее всего, скажут «Спасибо». Но и пальцем не шелохнут, чтобы воспользоваться. Зачем просят советы? Чтобы продемонстрировать фиктивную попытку что-то сделать. Не действуют же, так как им лень и страшно что-то менять. А как на их месте поступаете вы?

Так чем же удобен кризис? Тем, что не надо искать отговорки. Ведь на него легко свалить свою вину. И никому ничего дополнительно объяснять не надо. Все якобы понимающе сочувственно покивают головой. Только честно ли это по отношению к своему бизнесу и к себе лично? Забудьте слово «кризис». Пользуйтесь моментом, пока остальные безвольно свесили руки. Живите, а не существуйте! И прежде чем использовать старые ярлыки или развешивать новые, всегда задавайте себе вопрос: «Что должно быть правдой, чтобы ярлык оказался верным?»

***
Зачем ты прожил этот день?
Чтоб получить кусочек хлеба?
Трудился, ощущая лень,
Иль познавал бездонность неба?

Зачем куда-то ты спешил,
Толкался, спорил, обижался,
И против истины грешил?
Затем ли ты сегодня гнался?

Что верховодило тобой?
Благая цель иль жажда славы?
Творил ли ты сценарий свой,
Чужих идей не пил отравы?

В твоих деяньях был ли смысл?
Не прячься от вопросов этих.
Не прогоняй о смысле мысль,
Ведь пред собою ты в ответе.

И суетой не заменить
Своих шагов к высокой цели.
И никого не извинить,
Кто лишь существовать умели.

© 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

Rating: 5.0. From 2 votes.
Please wait...