Отрывок из книги Е. Михайленко «Архитектура высокоэффективного бизнеса. Как перестать быть заложником обстоятельств и заставить бизнес работать на себя.»

Самооценка влияет на поведение человека. Люди с адекватно высокой самооценкой (самоэффективностью) прилагают меньше усилий для выполнения сложных дел, чем люди, испытывающие серьезные сомнения в своих возможностях. Высокая самооценка, связанная с ожиданиями успеха, ведет к позитивному результату и способствует росту самоуважения. Напротив, низкая самооценка, связанная с ожиданием провала, обычно приводит к неудаче и снижает самоуважение. Работники, считающие себя неспособными справиться со сложными или опасными ситуациями, вероятно, будут уделять чрезмерное внимание своим недостаткам и в силу этого не смогут справиться с задачей. В конце концов, какой смысл выкладываться, если все заранее обречено на провал? С другой стороны, когда Вы рассчитываете на успех, Ваши энергия и оптимизм и делают его более вероятным. Ощущать себя успешным — лучший путь к успеху. Наши успехи, страхи и представления о будущем помогают нам создавать его таким, каким мы предвидим его. Так что лучший способ обеспечить себе утомительный и неудачный день — это заранее «знать», что он таким будет. Ждите худшего, думайте только о малоприятном и убеждайте себя, что будущее Вам известно. А раз Вам заранее известно, что день будет нудным, Вы весь день будете чувствовать себя не в своей тарелке, браться за разные дела, стараясь побыстрее со всем разделаться и, наконец, оказаться дома. Если при этом Вы еще будете время от времени вспоминать другие дни, когда все у Вас ладилось и было хорошо, можете быть уверены, что день окажется именно таким, как Вы и предвидели. А когда захотите, чтобы день получился хорошим, сделайте все наоборот: ждите его с нетерпением, думайте обо всем интересном, что он Вам принесет, и пусть в Вашем воображении он будет важным и ярким. Полностью отдавайтесь любому делу. Вы будете приятно удивлены (или разочарованы), но, как правило, мысли о предстоящем «двигают» события в ожидаемом направлении. Упреждение создает самосбывающееся пророчество. На финансовых биржах эквивалентом правила «ощущать себя успешным — лучший путь к успеху» служит выражение «деньги к деньгам». Например, ходят слухи, что какие-то акции пойдут вверх. Вообще говоря, ничего не происходит, но слухи привлекают покупателей. Курс акций поднимается. Чем он выше, тем больше покупателей. Возникает петля усиливающей обратной связи. Наконец рыночные аналитики запускают уравновешивающую петлю: они объявляют, что курс завышен, — люди начинают продавать акции, и курс падает. Точно так же работают прогнозы грядущего дефицита. Что делают люди, когда узнают, что некий товар вскоре исчезнет из продажи? Они идут и покупают его «на всякий случай» больше, чем обычно, чтобы защититься от ожидаемого дефицита, и тем самым создают этот дефицит. Слухи могут быть совершенно беспочвенными, пророчество может оказаться ложным, а пророк — шарлатаном, но предсказание, вполне возможно, сбудется, и не потому, что было обоснованным и точным предвидением, а в силу того, что оно сформировало такое будущее. Главное, чтобы люди поверили в предсказание и действовали соответственно. Убеждения формируют наше будущее.

Эффективные же руководители, мысленно представляют себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для выстраивания поведения и осознанно репетируют успешные решения потенциальных проблем. Мысленное представление удачного сценария включает оценку сложности решаемой задачи и выбора механизмов ее решения. Это расширяет возможности использования системного подхода и выводит руководителя на новый уровень личностного развития в его профессиональной деятельности. Термин «позитивные ориентиры» означает положительное направление в деятельности. Позитивные ориентиры представляют собой систему ценностей, состоящих из потребностей и профессионализма деятельности руководителя. Ценностью для человека становится то, что его влечет, обогащает материально и духовно.

Важнейший во всем этом момент — визуализация результата. Это означает не мечтание на пустом месте в стиле: «как было бы хорошо, если бы у меня был миллиард долларов», а разработку конкретных реалистичных планов по достижению цели. Вы рассчитываете на успех и визуализируете его путем разработки конкретной стратегии достижения цели, осознавая возможные трудности угрозы и сводя их к минимальным. Именно в этот момент происходит таинство перехода пустых мечтаний в реальные поступки, приводящие к достижению желаемого.

Психологи сейчас попытаются ехидничать и сказать, что зачастую возможно стимулировать деятельность человека негативными провокаторами, как-то: сказать, например, что какая-то задача человеку «не по зубам» и он из кожи вон вылезет, чтобы доказать обратное. Психологи – садитесь, два балла. Никакого противоречия нет. Иногда упреждающая обратная связь позволяет нарушить прогнозируемый ход дел. Предвидение будущих событий может повлиять на настоящее таким образом, что случится прямо противоположное прогнозу. Например, если сказать целеустремленному спортсмену, что он проиграет, это может оказать на него мобилизующее действие. Чем больше Вы будете убеждать его (до определенных границ), тем сильнее он будет настроен на победу. Пророча неудачу, Вы можете подтолкнуть его к успеху. Отгадка феномена элементарна: Вы заставляете субъект еще более вожделеть достижение цели и потому визуализировать ее еще острее.

© 2017, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

No votes yet.
Please wait...