Евгений Михайленко

Максимально быстрый и эффективный съем информации о компании

В жизни и бизнесе часто возникает потребность навести справки о той или иной компании, это важно для понимания с кем сотрудничать, а кого лучше избегать, куда устраиваться на работу, а кому отказать, кому перечислять предоплату, а где этого лучше не делать, причин может быть бесконечное множество. Информация — главный элемент любого бизнеса. Успешная сделка — это правильный выбор, который всегда базируется на информации. А соответственно, качество и своевременность информации в данном контексте выходит на первый план. На Ваше решение могут повлиять такие понятия как надежность, платежеспособность, наличие активов и деловая репутация компании, наличие долгов.

Существует несколько способов получить информацию о компании. Давайте в них разберемся.

Самый очевидный путь это серфить интернет. В общедоступных источниках действительно можно почерпнуть очень многое. Интернет сделал жизнь намного прозрачнее. Что тут только нельзя найти при желании? Все, что угодно. От персональных страничек или блогов с фотографиями и дневниками людей до архивных документов. Единственное, что стоит иметь в виду, что в реальности информация, имеющаяся в интернете, практически никогда, никак и никем не проверяется, а потому никто не даст Вам гарантии, что она хоть сколь-нибудь объективна.

Концепция неанонимного сегмента в рамках существующей сети, высказанная мной около пятнадцати лет назад, по ряду субъективных причин так и не была реализована. В первую очередь потому, что государству не хочется этим заниматься, ибо деятельность чиновников станет абсолютно прозрачной, а кому из них это надо? Надуманные кастрированные конструкции типа «электронного правосудия» и им подобные даже обсуждать не хочу, пусть это будет на совести их воплотителей. Почему и как они реализовывались, мы все понимаем, взрослые люди все ж таки и не первый день на свете живем.

Относительно объективную, но далеко не полную информацию можно получить на сайтах государственных органов: налоговой инспекции, службы судебных приставов, судов и т.д.

Официальный способ — обратиться за выпиской из ЕГРЮЛ в налоговую инспекцию. Плюсы и минусы очевидны. Вы получите определенную информацию, но она, зачастую, может слабо коррелироваться с реальностью. Вы увидите, так сказать, витрину, то есть то, что и так не скрывается. Скрытое же останется вне поля зрения.

Воспользоваться услугами соответствующих компаний и систем, называть их не буду, они и так известны каждому сотруднику служб безопасности. Они, как правило, предоставляют так называемые информационно-аналитические справки, которые содержат информацию о деловой репутации, характеристику финансового состояния, информацию об учредителях и руководителях, сфере деятельности, задолженности и судебных спорах, в которых участвует компания и так далее. Такие справки составляются на основании данных, собранных их различных источников. Как формируются подобные справки? Производится идентификация по первичным данным, а параллельно осуществляется поиск информации в СМИ и неструктурированных базах данных через те же самые поисковые системы. Проводится анализ полученной информации, выявляются ключевые фигуры, аффилированные и партнерские структуры, «параллельные интересы». Из информационного массива формируется новый список вопросов для уточнения, поиска и углубленной проработки. После чего осуществляется поиск более подробной информации по вопросам, требующим дополнительного исследования. При необходимости подключаются узкоспециализированные профессионалы (частные детективы, аналитики и т.п.), заказываются информационные материалы в регистрационных, лицензионных и других госорганах (учредительные документы, лицензии, бухгалтерская отчетность, внешнеэкономическая и другая статистика и т.д.).
Наибольший эффект, конечно же, даст сочетание всех возможных способов.

Что стоит узнавать?

  1. Формальная информация. Каждая компания имеет регистрационные данные. Обычно сбор информации о компании начинается с выписки из ЕГРЮЛ. Полное и краткое наименование юридического лица, место и дата регистрации, юридический адрес (особенно на предмет адресов массовой регистрации), данные об уставном капитале, наличие лицензий и сертификатов, информация об официальном руководителе и учредителях юридического лица на текущий момент, информация об изменениях в составе учредителей и руководителей компании.
  2. Реальная контактная информация. Компания может поменять место расположения, может скрывать свой истинный адрес или вообще не иметь такового.
  3. Информация о руководителях и персонале компании. Изучая компании, стоит изучать людей, ее составляющих. Компания — это «активы» и «пассивы», а между ними люди. Первое, что надо понять, с кем мы имеем дело. Кто руководит компанией, кто подписывает документы и кто руководит процессом, кто эти люди? Есть ли в компании персонал и много ли в компании сотрудников? Целесообразно оценить фонд заработной платы, текучку кадров и отзывы сотрудников (как настоящих, так и бывших). Интересна информация об уровне официальной и неофициальной зарплаты, отрицательные отзывы со стороны персонала и клиентов. Даже отсутствие информации о директоре – тоже информация. Когда и как происходили изменения состава руководства, проверка по «учетам» и предыдущим местам работы, информация из СМИ, проверка на связи с криминалитетом.
  4. Информация о реальных хозяевах бизнеса. Учредители и акционеры. Информацию об учредителях ООО можно получить из ЕГРЮЛ, а вот информацию об акционерах только от держателя реестра АО. Учредители требуют не меньшего внимания, чем руководители. Эти люди, хоть и отвечают за деятельность компании в размере доли в уставном капитале, но интересны нам не менее. Директор, зачастую — человек наемный, а нанимают его владельцы, и изучать их стоит пристально. Владельцев, как и менеджмент, стоит изучать по схожей схеме. Имеет смысл проверка учредителей и руководства изучаемой компании на предмет участия в других хозяйствующих субъектах, это может многое подсказать.
  5. Информация о деятельности компании. Чем она занимается? То, что она декларирует, как сферу своей деятельности, может существенно отличатся от реальности. Что на самом деле делает компания, что она предлагает или производит, как и кому продает? Прозрачность бизнеса, продолжительность и стабильность существования юридического лица, корпоративная структура (наличие головных, зависимых, дочерних организаций), постоянство в работе с поставщиками и покупателями. Масштабы и география деятельности предприятия. Интересна информация о методах работы компании, сбыт ее продукции, наличие сетей и другие особенности.
  6. Финансовые показатели компании. Информация об активах компании. Активы: совокупность имущественных прав, которые принадлежат физическому и юридическому лицам в виде основных средств, невещественных активов, финансовых вкладов, а также денежных требований к другим физическим и юридическим лицам. Эту информацию мы можем получить в форме данных бухгалтерской отчетности или в форме информации из реестров, где зафиксированы права на тот или иной актив. Полученная информация может быть использована как до сделки для оценки наличия условий для ее выполнения, так и постфактум – при работе с должником. При изучении компании важно понять, как компания будет выполнять свои обязательства, есть ли у нее средства на их исполнение, наличие необходимых для деятельности активов. Есть ли у компании должники или обязательства перед третьими лицами? Нам интересна структура изучаемой компании, кто владеет ее активами, ее основные контрагенты, рекомендации от клиентов.
  7. Деловая репутация и история компании. Известность компании на рынке. Хороший критерий для оценки деятельности контрагента – наличие долговременных партнеров и их отзывы о сотрудничестве. Если компания является постоянным участником судебных разбирательств и начинает работать с Вами, чтобы погасить предыдущие обязательства – эту информацию можно получить у ее партнеров и клиентов. Стоит сделать акцент на таких показателях, как негативная и/или позитивная информация об изучаемой компании, наличие претензий от контрагентов, публичные скандалы, судебные и арбитражные процессы, кредитная история компании.

Таким образом, Вы получите подробное заключение о деятельности интересующей Вас компании на основании собранной информации, что в значительной мере упростит Вашу жизнь и поможет избежать ненужных неприятностей.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ НА ФОРУМЕ

© 2015 — 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

No votes yet.
Please wait...