Евгений Михайленко

Разделяй и властвуй?

Этот принцип известен многие века. Давайте посмотрим, насколько он сохранил свою актуальность в наши времена.

С одной стороны звучат заявления в стиле:

«Наступили времена, когда жалости больше нет места. Бизнес — это война, бизнес в кризис — это термоядерная война, а на войне нет правил, есть только военные стратегии и тактики, приводящие к победе. Или поражению, если вы не будете жестким военачальником, чьи приказы не обсуждаются и выполняются беспрекословно! Да будут жертвы, жертвы среди вашего персонала. Но без жертв не бывает победы. Хотите победить и сохранить вашу бизнес-империю? Слюнтяям это не под силу. Только сильный, уверенный руководитель, с высочайшим уровнем самодисциплины и безжалостным отношением к слабакам и саботажникам в своем войске сможет сохранить и укрепить империю, несмотря на крики отовсюду: это кризис, нужно переждать, не нужно ничего предпринимать, кроме сокращения всех статей расходов. В противном случае ваша участь предрешена. Так и будете сидеть с такими же друзьями в окопе, сгибаясь от очередной взрывной волны кризиса, и обсуждать, как все хреново вокруг, и утешать друг друга слезливыми рассказами, как плохо все у того или иного вашего знакомого в бизнесе сейчас. Так и сдохнете сами и все, что вокруг вас. Жестко? Да! А как вы хотели? Вы же, черт возьми, не хотите стать фельдмаршалом Паулюсом и быть зажатым в тиски смертельного окружения? Не хотите!».

Ну что же, давайте несколько снизим уровень эмоций, включим голову и все спокойно обсудим. Оставим пока в стороне ситуацию, когда данные доводы применяются в отношении внешней политики компании, подробней остановимся на тех случаях, когда данный подход транслируется внутрь самой организации.
Вот то, что лежит на поверхности:
1. Этот принцип аморален по существу, а бизнес, основанный на аморальности, крайне уязвим.
2. На самом деле, этот принцип не особо эффективен в силу того, что осуществляется определенный перенос акцента с надлежащего выполнения сотрудниками своих функциональных обязанностей на «внутривидовую» борьбу за выживание.
3. Внутри бизнеса борьба за ресурсы в таком случае будет происходить не путем разумной внутренней конкуренции, а путем разного рода интриг, победителем в которых станет не самый лучший сценарий действий для бизнеса, а самый выгодный сценарий для наиболее опытного в интригах сотрудника, а это может быть далеко не одно и то же.

Современные и более прогрессивные методы управления в свое время возникали как ответ бизнес-среды на те управленческие проблемы, которые уже многократно возникали в человеческой истории и с которыми сталкивались экономики практически всех стран. Нет нужды очередной раз искать свой особый путь, у нас это как-то хронически не очень хорошо получается. Основная задача, которую необходимо решить в условиях кризиса и постоянно меняющейся бизнес-среды — повышение маневренности и скорости реакции бизнес-организации, повышение эффективности. А для этого первично согласование интересов и задач отдельных блоков и подразделений в рамках одного бизнеса. Бездумное провоцирование конфликта вместо здорового соревнования между подразделениями и отдельными сотрудниками может обернуться крайне неприятными последствиями. Многие руководители тратят больше сил на развал своего коллектива, чем на его создание и укрепление. Рано или поздно это приведет к увольнению людей, ибо для многих возможность работать в нормальном коллективе важней денежной мотивации, при этом, не забываем, что самыми мобильными в этом плане являются как раз таки наиболее квалифицированные, а значит и востребованные рынком сотрудники. Коллектив нужно сплачивать, а не сталкивать искусственными конфликтами. Сплоченный коллектив позволяет организации действовать более слаженно, в русле единой цели.

Попрошу заметить, что я ни словом нигде не осуждаю здоровую конкуренцию. Она бодрит, не дает расслабиться, держит в тонусе. Это очень полезное явление, а для сферы продаж, я бы даже сказал, необходимое. Просто не нужно бросаться в крайности, иначе вместе с водой рискуете выплеснуть и ребенка.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ НА ФОРУМЕ

© 2015 — 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

No votes yet.
Please wait...