С момента изобретения речи, а потом и письменности, человек использовал эти два инструмента для манипуляции другими людьми. А манипуляция без обмана — это как пиво без водки — усилий много, толку мало. Вот и обманывают люди друг друга и себя ежедневно и ежечасно. Некие исследователи установили, что только сознательно человек лжёт в среднем 30 раз в день. То есть «врет, как дышит». Это в среднем. А отдельные представители сапиенсов, например, политики и топ-менеджеры, врут даже больше, чем дышат. То есть скорее они могут не дышать, чем не врать.

Кстати, интересный факт: ложь требует значительных ментальных усилий и вызывает торможение — человек должен за десятые доли секунды проанализировать, что ему сказать, находится ли это в соответствии с тем, что он сказал ранее, а что говорить, если выясниться несоответствие, вставить в речь оговорки (в общем-то, обычно, несомненно и т.д.). Если много врёшь, то процессы торможения речевой функции становятся подсознательными и приводят к деградации творческих способностей. По сей простой причине ни один политик или топ-менеджер не был гениальным изобретателем, и наоборот, ни один гениальный изобретатель не стал топ-менеджером или политиком. И не надо здесь про Джобса и Маска — они совсем не изобретатели, а менеджеры, организаторы, продавцы и так далее. Что ничуть не умаляет.

Рекрутер, накопавший в соцсетях всякой всячины на кандидата, напоминает юную девушку, прочитавшую надпись на заборе и размечтавшуюся в связи с этим о блестящих перспективах. Увы и ах, за забором она не найдёт даже дрова. Чаще всего. И вся эта эротическая история заканчивается стонами про отсутствие достойных кандидатов. И поделом.

Откровенность и неумение врать — первый признак творческих способностей. Талант всегда имеет оборотную сторону — способность переступить стереотипы и предрассудки. Которые не вписываются в идеальный портрет кандидата. А идеальный кандидат — это Семён Абрамович Чингачгук, полковник. Понравится любой девушке на выданье с горящей вакансией.

К чему всё это? А к тому, что информацию нужно не только собирать, но и оценивать её качество. Прежде, чем принимать решения на её основе. А вот с этим у нас обычно проблемы. И не только у рекрутеров. Процедура осознанной и формализованной оценки качества информации отсутствует повсеместно.

Любая информация имеет источник — человека, или проходит через человека при передаче, или обрабатывается с участием человека. А про человека и его способность искажать информацию мы уже рассказали… Да ещё к тому же он может заблуждаться непреднамеренно (ошибка восприятия), быть мотивированным материальными интересами, находиться под давлением социума, иметь предубеждения… «Я верю тому, что на заборе написано. Забору ведь нет смысла обманывать?»

Поэтому первое правило оценки информации — оцените мотивацию источника. Не слушайте, что человек говорит — язык ему дан, чтобы скрывать свои мысли. Не смотрите на то, что он делает — любые действия можно объяснить самыми благостными намерениями. Придумывать объяснения мы умеем. Смотрите только на мотивацию источника информации. Докопайтесь до неё. Существуют неплохие методики получения и оценки информации, но я не видел ни в одной коммерческой организации регламента оценки качества важнейшей информации.

А вот как решения инвестировать десятки и сотни миллионов долларов принимались на основе информации, которую высосал из пальца (как вариант — увидел на потолке) сотрудник, который как источник информации имел неприемлемо низкий рейтинг доверия, видел неоднократно. И это не исключения, а скорее типичный случай принятия решений в бизнесе.

Поэтому всем, кто периодически натыкается на дрова в надежде найти нечто большее, предложу рецептик:

Рецепт:

— Критическое мышление — 20 капель часов.

— Логика — 40 часов;

— Демагогия — 20 часов;

— Основы интеллидженс: — 80 часов.

Принимать курсом при навязчивой идее поискать что-либо в соцсетях или принять эпохальное инвестиционное решение.

© 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

Rating: 5.0/5. From 3 votes.
Please wait...