Евгений Михайленко

Системы управления

Отрывок из книги Е. Михайленко «Архитектура высокоэффективного бизнеса. Как перестать быть заложником обстоятельств и заставить бизнес работать на себя.»

Любое управление строится на понятии системы взаимоотношений. Что из себя представляет система: совокупность отдельных элементов, суммарные свойства которых больше чем арифметическая сумма свойств каждого из элементов в отдельности. Так, каждая деталь вашего телефона сама по себе имеет определенные полезные свойства, но только при правильном взаимодействии всех этих деталей в единой системе, мы получаем корректно работающее устройство.

Таким образом, мы приходим к пониманию того, что система управления априори должна обладать большей эффективностью, чем сумма действий отдельных ее составляющих. Вот тут и возникает эффект синергии, который позволяет в конечном итоге добиваться нужного результата. Единственное, что отличает неуправляемое стадо животных от человеческого общества – наличие разумной и целенаправленной системы управления у совокупности отдельных особей. Как говорил Сунь-Цзы «Стратегия без тактики — это самый медленный путь к победе. Тактика без стратегии — это просто суета перед поражением».

У любого управления всегда есть объекты управления, которыми могут быть системы, процессы или какие–либо материальные или нематериальные объекты. Многие виды управления подразумевают также существование субъектов управления, благодаря которым система менеджмента приобретает высокий уровень сложности. Каждый руководитель отвечает за систему управления в своей компании или в своем подразделении, поскольку система управления для него – это важнейший инструмент достижения бизнес-целей. И эффективность работы этой системы практически целиком зависит от руководителя, от того, как он ее выстроил. Для человека, не знающего, как работает система, любой сбой в ее работе становится синонимом трагедии.

Универсальных систем управления нет – они всегда предназначены для достижения конкретных целей в конкретных условиях. Отсюда простое правило – изменились цели или условия – надо менять систему управления, поскольку, старая, в большинстве случаев, уже не будет эффективно работать в новых условиях. Это приводит к необходимости регулярных перемен в системах управления компанией или подразделением. Но это, в свою очередь, приводит к еще одному выводу, выраженному в известном выражении, что нет ничего более постоянного, чем изменения.

Изменения будут происходить всегда, если Вы не хотите опаздывать и догонять, то скорость изменений внутри компании должна быть сопоставима со скоростью изменений окружения. Прошлое можно забыть, настоящее не заметить, но будущего избежать невозможно. Идеальный вариант, когда скорость изменений внутри компании такова, что внешние условия могут рассматриваться, как постоянные – тогда не придется учитывать внешние изменения при планировании и в ходе проведения преобразований.

Когда в управлении участвуют люди – а мы говорим как раз о таком случае, то важно помнить, что человек – это не машина с заданной характеристикой. Поэтому с точки зрения управления человек – это самый ненадежный элемент. При построении системы надо обязательно учитывать этот факт и применять принципы построения надежных систем из ненадежных элементов. Такие, как параметрический принцип (допуски на ключевые параметры) и структурное резервирование (закладывание в систему дополнительных элементов, которые можно использовать вместо отказавших элементов). Первый принцип реализуется на практике в определении приемлемых допустимых отклонений в работе системы. Второй принцип в системах управления людьми реализуется в виде отказа от «незаменимых сотрудников», внедрении принципа взаимозаменяемости и так далее.

Как понять, что с системой управления не все в порядке? Самый простой и верный признак, когда одно и то же управляющее воздействие при прочих равных условиях приводит к разным результатам.

© 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

Rating: 5.0. From 1 vote.
Please wait...