Владимир Зима

Сказ о консультанте и бизнесе

Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Особенно, когда в организацию изменения внедряются. А бывает все вот так…

Консультант. Начало.

Приходит к учредителям консультант добрый молодец (а иногда и девица красная). И запудривает им мозг рассказом своим о жизни новой, технологичной да эффективной. О том, что люди сами по себе работать могут, да системно мотивироваться. Да о том, как сами учредители могут на печи сидеть, калачи есть, да богатства несметные в погреб (по оффшорам) прятать. Но для того, надо контору менять. Структуру переиначить. Регламентов новых понаписать. Да людей обучить.

Смотрят учредители на консультанта и диву даются. Говорит хоть непонятно, да складно. Циферки рисует красиво. Да у флипчарта ужиком вьется.

«Да будет так!» — кричит, бросая шапку, самый главный. «Ну, хрен с вами» — ворчат остальные. И начинается проект консалтинговый.

А что тут у вас есть?

Перво-наперво, аудит проводится. Да не простой, а подробный. И обнаруживается, что жила та фирма как в сказке: Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. Цели не поняты, да и не поставлены. А народ на работу работать ходит, а не результатов добиваться. Что структура так описана, что сам черт обе ноги сломает. Что инструкций служебных нет. А коли и есть, так из сети буржуйской скачаны, да людьми не читаны. Да и было б что там читать. Все равно к работе они отношения не имеют.

С бизнес-процессами сложнее. Иногда есть они. Да слишком много. Мешают друг другу, людей путают. А иногда и нет их вовсе. Раз на раз не приходится. Только вот правильно построенных почти не бывает.

А с кадрами частенько совсем беда. Бывают хорошие, да бизнес-грамоте не обученные. А бывают и совсем плохонькие, хот и с дипломами МВА буржуйскими. Вот только учить всех надо, чтобы одной речью пользовались, а не вавилонское столпотворение устраивали. А кого и не надо учить. Выгнать, да и дело с концом.

Смертный бой

Вот как кадров коснемся, то и начинается бой не на жизнь а на смерть. Ох, сколько ж консультантов в этих боях полегло, да гонорары растеряло.

Ведь в конторе всегда есть от двух до пяти сотрудников коварных, которые бузят, а работать не хотят. Не хотят договариваться. Не хотят выполнять новые требования. Но, сотрудники то не простые, а начальственные. К информации допущенные. Потому и выгнать их сразу не получается.

А они ходят на людях улыбаются, а сами по темным углам заговоры плетут, как бы самого главного заставить консультанта из компании выгнать, да еще и с позором.

Кто-то в приемной часами высиживает, чтоб предстать пред очи главного с умным видом, да бумажками в руках. Кто-то грозится по углам, что конкурентам базу сдаст. А кто-то вообще, папочку с компроматом и на главного, и на консультанта готовит.

А самые коварные главному поддакивают, со всем согласие выражают, консультанту в верности клянутся. Только вот бумажки новые не подписывают, да изменения не утверждают. Мол, вот еще чуть-чуть и все сделаем. А пока у нас сезон, распродажа, сдача объектов, да форель на нерест пришла.

Конец? Начало конца? Начало?

А консультант в кручине. Все ждет и ждет действий активных. А потом или горькую хлебать начинает и клянет всех подряд или собственника начинает терроризировать, чтоб полномочия получить да ношу нелегкую на себя взять. И тут уж куда вынесет.

И тут уж либо рутина рабочая начинается со всякими KPI, бизнес-процессами да тренингами. Либо конец проекту. И сказочке конец.

© 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

Rating: 5.0. From 1 vote.
Please wait...