Предварительная ремарка: Данная статья написана и впервые опубликована осенью 2013 года. Актуальность рекомендаций, приведённых в ней, не снизилась.

В течение этого года различные международные финансовые институты предрекали российской экономике спад. Прогнозы роста валового внутреннего продукта постепенно снижались. Вот и «накаркали». Теперь и высшие российские чиновники признали факт стагнации нашей экономики. Признать признали, но что делать с этим – не знают.

Ну да ладно. Макроэкономика – большая и неповоротливая. Для её оживления нужны масштабные меры, реакция на которые может стать заметной только через многие месяцы. У предприятий, потихоньку «сдувавшихся» последнее время, этих месяцев может не оказаться. Им надо срочно принимать собственные быстродействующие меры.

К сожалению, большинство владельцев и руководителей предприятий встали в позу жертв сложившихся экономических обстоятельств. Они жалуются друг другу, при случае задают чиновникам риторические вопросы, питаются пессимизмом своих бездеятельных топ-менеджеров и теряют деньги и время. Увы, это не поможет улучшить ситуацию в их бизнесах.

Что же делать? Во-первых, перестать обманывать себя мнением о невозможности решения стоящих перед вами задач. Их решение проще, чем то, что вы уже сделали, создавая и взращивая свой бизнес. Во-вторых, максимально подробно и точно сформулировать желательный для вас результат восстановления устойчивости бизнеса. В-третьих, добиться этого результата.

«Ха-ха!», – скажете вы и ещё раз проявите необоснованный скептицизм. Дело в том, что подробная и точная формулировка требуемого результата автоматически покажет вам пути его достижения. В одной из предыдущих статей я приводил аналогию между решением предпринимательских и изобретательских задач. Напомню её. Когда я учился на Высших курсах по патентоведению, преподаватели часто повторяли фразу: «Изобретать очень просто». Все слушатели, и я в том числе, относились к этим словам так же, как вы к последнему предложению предыдущего абзаца.

Слова преподавателей подтвердились, когда я стал более тщательно формулировать стоявшие передо мной инженерные задачи. Изобретения возникали автоматически. Их оставалось только оформить в соответствии с установленными требованиями. Так получалось и при решении управленческих задач. Они упрощались, поскольку решать надо только две главные задачи: увеличение поступления денег от покупателей и снижение издержек.

Инструментам для увеличения объёмов продаж и технологии сбора дебиторской задолженности посвящены некоторые мои статьи, размещённые на сайте «Михико», а также книги «Откровенно об управлении предприятием» и «Биороботизация работников». Поэтому далее рассмотрим эффективные методы снижения издержек.

Как снижать издержки

Простейший способ – проверка каждого вида затрат ответами на вопросы:

  • Зачем на это тратятся деньги?
  • Какую отдачу получает предприятие, производя эти затраты?

Сделав это, вы ужаснётесь тому, сколько ваших денег выбрасывается. Но ваши работники приведут кучу «веских» доводов, что это выбрасывание денег жизненно необходимо. Только отстаивая ненужные затраты, они умолчат, что это надо им, а не вам.

Если ваши работники более или менее ответственно относятся к выполнению своих обязанностей, то (если они работают не на конвейере) производительным трудом они заняты менее 30% рабочего времени. Если же они трудятся спустя рукава, то не более 5%. Сомневаетесь? Проверьте! Увы, даже если кажется, что они напряжённо работают, то многое из сделанного ими не нужно для достижения ваших целей.

Поэтому, применив технологии управления персоналом, о которых я уже многократно писал в предыдущих статьях, вы можете:

  • сократить часть работников, а следовательно, и издержек без потери общей производительности предприятия;
  • увеличить объём производства и продаж при той же или меньшей численности персонала;
  • в разы повысить производительность труда дефицитных квалифицированных специалистов, обеспечив тем самым значительное снижение себестоимости и/или сроков разработки «сложных» продуктов;
  • получить множество других ценных эффектов.

Конечно, при этом не избежать истерик со стороны персонала, особенно будут усердствовать руководители подразделений вашего предприятия. Но зато вы лично, ваше предприятие и оставшиеся хорошие работники получите значительную выгоду.

Можно и даже нужно пойти дальше. Ведь существенная часть трансакционных издержек связана с рисками и неопределённостями партнёров вашего предприятия. Установите более тесные и доверительные отношения со своими поставщиками и покупателями. Тогда вы сможете либо снизить закупочные цены, либо повысить цены своих продуктов, либо добиться того и другого при условии обеспечения и большей выгоды для своих партнёров. Вы, может быть, даже сможете «арендовать» друг у друга специалистов.

Это возможно на основе более развитой кооперации с партнёрами, основанной на неукоснительном соблюдении обоюдных обязательств. И это стоит того, чтобы затратить усилия на организацию партнёрства, позволяющего исключить часть функций персонала, дублируемых или излишне применяемых (для страховки) в каждом звене партнёрских связей.

***

Вы догадались, что отличия предприятий, которым не страшны стагнация и экономический спад, заключаются в активной и целеустремлённой позиции их владельцев и руководителей. Ждать улучшения конъюнктуры опасно и незачем. Вы сами можете создавать обстоятельства, а не зависеть от них. Вам надо лишь сформулировать цель и применить соответствующие сбытовые и управленческие инструменты. Я знаю это, так как шесть раз спас от краха предприятия, действующие в различных отраслях. Я спасал чужие, а вы сделайте это для себя!

© 2017, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

Rating: 5.0. From 1 vote.
Please wait...