Евгений Михайленко

Внедрение изменений в действующем бизнесе

Есть кое-что объединяющее огромные корпорации с мелким бизнесом, и это кое-что – необходимость изменений для выживания в постоянно меняющемся мире. Излагая сейчас данный текст на бумаге, я не буду повторяться в том, что уже изложил в книге («Архитектура высокоэффективного бизнеса»). Давайте посмотрим на изменения и их внедрение с несколько иной точки зрения.

Любой системе свойственно обладать способностью к сопротивлению любым изменениям. Это нормально для любой системы — отторгать новые и чужеродные элементы, иначе системы были бы слишком уязвимы и постоянно рушились бы. Возьмите, к примеру, свой собственный организм, любой микроб или вирус, попадающий в него — отторгается, уничтожается и выводится из организма во вне, поскольку если бы иммунная система Вашего организма не делала бы этого, Вы бы давно умерли от болезней. Любая компания, по своей сути, точно такой же самый организм.

Проблема возникает в другом, а именно в жестко запрограммированной склонности разумных систем, каковой и является любая организация — выстраивать свою собственную версию реальности, зачастую весьма отличающуюся от действительной. Внешнее окружение давно изменилось, а организация это не замечает и продолжает пытаться существовать в своей старой реальности и тем самым увеличивает свою уязвимость от факторов изменившейся внешней среды.

Вспомните, как Вы, еще молодой и полный энергии, впервые открыли дверь нанявшей Вас Компании. Как Вы удивленно смотрели на внутренние технологии, время от времени наивно интересуясь у более опытных коллег, почему они подметают пол ломом, это же неэффективно, вот там ведь веники стоят. Сколько раз из-за своей наивности Вы попадали в переплеты до того, как осознали что Вы тут не для того, чтобы выпячиваться со своими идиотскими идеями? Так работаем мы, так работали наши отцы, ибо так работали наши деды. Или работай так, или пошел вон!

Но жизнь то не стоит на месте, внешняя среда все время меняется. В этой компании, о ужас! начался кризис, и стало понятно, что надо срочно что-то менять. Ну а как иначе? Пока тут не менялось ничего, вокруг изменилось все: конкуренты давно выпускают более дешевую и качественную продукцию, рынок неузнаваемо поменялся, технологии Вашей компании давно забыты и никому не нужны. Но что и как менять?

Сначала местные грамотеи доработали процесс подметания, добавив к ломам удлиненные ручки. Это почему-то не помогло. Тогда пришли к выводу, что все дело в недостаточно современном оборудовании и закупили вместо классических ломов новые — нанотехнологичные, результат тоже не впечатлил. И вот самый большой Шеф выдал идею: срочно позвать специалиста, который все решит, ибо все-равно все Вы тут бестолочи и ничего не понимаете. Специалист кряхтел, пыхтел, осваивал выделенные ему бюджеты и в итоге выдал на гора многотомное исследование, в конце которого мелким шрифтом написано: «необходимо инвестировать в закупку веников стопятьсот денег и поменять бизнес-процессы под новое оборудование (веники)». Вау! Вуаля, вот он выход радостно кричит шеф и рукоплещут спасенные сотрудники. И только где-то в тайной глубине души заплакал тот самый, замучивший всех, новичок.

Смысл изменений — это оценка существующей ситуации, выработка путей ее изменения с целью наилучшей адаптации к условиям внешней среды, внутренних потребностей и существующих возможностей. Это приобретение нового опыта, поскольку имеющийся опыт доказал свою несостоятельность. Чаще всего, при этом использование старых навыков и инструментов – это повторение старых же ошибок. Опыт людей, которые довели бизнес до негативных результатов ценен только как материал для исследования как не надо делать. Очень высока вероятность того, что старые специалисты, в том числе, имеющие неоценимый опыт в данной отрасли и досконально знающие этот рынок самостоятельно ничего нового не предложат и уж тем более, не реализуют. Поиск решения всегда должен быть поручен человеку, который не является частью системы. Человеку извне. Но как и что должен сделать этот новый человек, если он крайне далек от данной отрасли? На самом деле его задачи достаточно универсальны независимо от отрасли:

  1. Определение цели грядущих изменений, что, а главное, для чего мы хотим изменить;
  2. Определение характера грядущих изменений и их четкая формулировка и описание;
  3. Поиск оптимального способа внедрения таковых изменений;
  4. Подготовка к внедрению изменений;
  5. Непосредственно осуществление изменений;
  6. Контроль результатов внедренных изменений;
  7. Корректировка новых бизнес-процессов;
  8. Поиск слабых мест внедренных бизнес-процессов;
  9. Предотвращение сваливания системы к состоянию «как было»;
  10. Постоянный анализ внешнего окружения на предмет необходимости внедрения новых изменений.

При этом, необходимо иметь в виду определенную границу чувствительности системы для инициации процесса внесения изменений. Все дело в том, что после очередного цикла изменения перестают давать огромные результаты. Опять же работают все те же законы систем, по которым соотношение «усилия-результат» становится таковым, что внедрение очередного изменения не даст никакого эффекта или даже затраты на само внедрение превзойдут результаты от оного.

Когда-то мне на глаза попалась фраза: «управление развитием — это воинствующий здравый смысл, вооруженный методами и имеющий неограниченные властные полномочия». Пожалуй, соглашусь с этим.

Обсудить статью на форуме

© 2015 — 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

No votes yet.
Please wait...