Владимир Зима

Хотите быть обесцененным капиталом?

Изменения

В общем-то, не слишком важно, что мы меняем. Бизнес, себя, окружение. Мы можем даже просто делать ремонт в квартире. Все равно, это изменение.

Мы обязательно пройдем несколько стадий, продиктованных нашей нейрофизиологией, пока смиримся с тем, что изменения наступили. Но однажды смиримся. И начнем действовать.

И вот тут начинается самое интересное.

Многие считают, что достаточно заставить себя действовать по-новому или уговорить делать это других. Но это не так. Это лишь малая часть.

На первых этапах любые изменения глобальны.

Ремонт в квартире начинается с резкого изменения ее вида – ободранные обои, банки с клеем, краской и шпатлевкой на полу. Всего через каких-то несколько часов уже невозможно представить, что все вокруг выглядело совсем по-другому.

Изменения в компаниях начинаются с принятия важнейших документов, разработки базовых схем и ликвидации застарелых конфликтов. И через месяц все вокруг уже забывают о том, что совсем недавно они не могли решить простейших вопросов, а за любым разрешением бегали к собственнику.

Изменения в личной жизни тоже начинаются с сильных эмоций (не обязательно позитивных), крутых перемен и ощущения новизны. Но когда все основные решения приняты и первые шаги сделаны, уже трудно вспомнить о том, что все было по-другому. Лишь немногие способны поддерживать в себе этот драйв постоянно.

Тихая гавань или кропотливая работа?

Некоторые любят «тихую гавань». Они мечтают о том, чтобы сделать свою жизнь лучше, чем она есть и остановиться. Жить в «уютной» квартире. Работать по «хорошим» правилам. Иметь «устойчивую» личную жизнь. И именно ради этого они бросаются в омут изменений.

Но когда крупные мазки уже сделаны, наступает время доводить изменения до конца. Это кропотливая и долгая работа. Которая не приносит такого удовлетворения, как первые шаги. Пятнышко, закрашенное на стене, не меняет целую комнату. Более удобная форма документа не производит революцию в системе документооборота. Договоренность о том, кто выносит мусор, а кто по утрам выгуливает собаку, не меняет личную жизнь кардинально.

Все это рутинная работа, которая не вызывает в нас сильного эмоционального отклика. Зато, вызывает чувство ностальгии по тем временам, когда изменения были глобальными.

А это, в свою очередь, заставляет нас обесценивать свои успехи. И снижает самооценку.

Обесцененный капитал

В свое время я индивидуально работал с одним топ-менеджером крупной компании. В первое время он звонил мне каждый день и рассказывал об успехах. В один день – решены проблемы со снабжением. В другой – губернатор жмет ему руку. В третий – его включают в важный комитет. В четвертый – решен глобальный конфликт между компаниями. Новости сыпались как из рога изобилия. А потом звонки стали происходить реже. А потом он и вовсе пропал на полтора месяца.

А потом раздался звонок и усталый голос в трубке произнес:

— Знаешь, кажется, у меня начался застой. Больше ничего не меняется. Никаких новых событий не происходит. И иногда даже ощущаю, что ничего не добился. В общем, все плохо.

— Что, люди опять боятся заходить в твой кабинет и выходят оттуда в предынфарктном состоянии?

— Вроде нет.

— У вас опять летят к чертям показатели по компании?

— Нет. Сейчас с ними все хорошо.

— Тогда что же заставляет тебя думать, что все плохо?

— Больше ничего не меняется

— То есть, изменив все вокруг себя, ты решил обвинить себя же в том, что ничего не меняется? Решил забыть, через что прошел ради того, чтобы все было именно так, как оно есть сейчас?

— Похоже на то. Спасибо. Буду думать.

Именно так мы обесцениваем как свои успехи, так и помощь, которую получили. Поэтому теперь всем, с кем я работаю, я рекомендую вести дневник, в котором фиксируются успехи. Даже самые незначительные. Правда, нужно признать, что делают это единицы.

Новые изменения в старой системе

Большинство предпочитает кинуться с головой в следующее глобальное изменение. При этом меняют они именно ту систему, в которой нужно было просто «навести лоск».

Один предприниматель через год после того, как мы полностью перестроили его компанию, позвонил мне с той же проблемой. Застой.

— Мне скучно, — сказал он. – У меня застой.

— И что мне делать с твоей скукой?

— А давай снова устроим драйв. Перетрясем кадры. Поменяем что-нибудь.

— Зачем? У тебя упала прибыль? Ты стал опять сидеть в офисе по 16 часов в сутки?

— В том-то и дело, что нет. Все работает стабильно. Но нет такого роста, как тогда.

— И ты уверен, что изменив очередной раз систему управления и поменяв руководство, которое, кстати, опять придется полгода учить работать, мы найдем чудодейственный источник взрывного роста на твоем довольно стабильном рынке?

— Ну, вообще-то не уверен. – Ответил мне собеседник. – Но драйва все равно хочется.

— Так может, подумаешь о том, чтобы устроить драйв себе, а не компании, которую мы с таким трудом перестроили и наладили?

— С этой мыслью надо переспать. Пойду спать. – Грустно сказал мне предприниматель, который всего год назад не мог выделить на сон больше 5-ти часов в сутки.

Через неделю он позвонил мне снова и сказал, что поскольку на свою основную компанию тратит не больше одного дня в неделю, то решил открыть новый бизнес «с нуля». А совсем недавно он опять звонил и снова требовал драйва. Ведь создавать и продавать компании – это теперь обычная рутина.

А чем я действительно горжусь в работе с этим человеком, так это тем, что сумел направить его в правильно русло. Ведь иначе он продолжал бы переделывать свою основную компанию. И не факт, что закончилось бы это хорошо.

Если у вас есть машина, двигатель которой исправно работает, то не стоит перебирать его раз в неделю. Улучшить там вы ничего не сможете, а вот рано или поздно его сломать у вас обязательно получится. Так что, изменив одну систему, придумайте, где еще вы можете менять, а не замыкайтесь в узком пространстве.

Кстати, тот топ-менеджер, о котором я писал ранее, уволился из своей компании и ушел в гораздо более крупную структуру. Правда, по прошествии трех лет, он опять ищет драйва.

— Рассаду мы посадили. Теперь время грядки полоть. – Сказал мне один хороший руководитель, заказывая обучение. – Так что, нам нужно убедить людей в том, что каждая дополнительная копейка на счету – это не менее важное достижение, чем открытие филиала. Что каждый разговор с сотрудником – это подтверждение профессионализма. А бизнес делать – это не только с администрациями договариваться, а еще и бухгалтерию контролировать.

В его компании только что закончились масштабные преобразования и руководители заскучали. Стали саботировать выполнение стандартов, которые сами же и вводили. Требовали от головного офиса новых масштабных задач. А кто-то уже поговаривал об увольнении.

Начинать работать с этими людьми было непросто. Кто-то действительно ушел, и пришлось искать замену. А до других мы сумели донести простую мысль, которую очень непросто принять. Ради того, чтобы успехи закрепились, нужно гордиться тем, что уже сделано. А чтобы продолжать этим гордиться, нужно провести кропотливую работу по закреплению успеха. Иначе дорога к новым успехам окажется закрыта.

И, кстати, мы наняли журналиста, который опросил всех менеджеров и написал шикарную историю о том, через что они, вместе с компанией, прошли. Мы создали общий «дневник изменений», в который каждый мог заглянуть и оценить свой вклад и свои успехи. Которые никогда нельзя обесценивать.

© 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

No votes yet.
Please wait...