Роман Шерн
Чему и почему не учат в экономических ВУЗах и школах бизнеса?
В экономических ВУЗах и школах бизнеса не учат самому главному — управлению предприятиями и технике продаж.
То, чему учат в этих учебных заведениях, к практическому управлению почти не имеет отношения. Разве что – терминология. Подавляющее число преподавателей никогда не управляли предприятиями. Многие из них никогда и не работали на предприятиях даже «рядовыми» сотрудниками. Кроме того, читают лекции и аспиранты, еще пару лет назад бывшие студентами.
На вид стройные, но умозрительные теории, снабженные ссылками на знаменитых теоретиков, преподносятся слушателям в качестве инструмента управления. Студенты, выучив это и сдав экзамены, преисполняются убежденности в своем профессионализме.
Они «знают» как должно быть, и как этого достичь…
Курс «Продажи» отсутствует даже на кафедрах «Реклама». Все хотят быть директорами, менеджерами, финансистами, а не продавцами. Так зачем же их учить про-давать? Их предназначение – руководить. Им даже не считают нужным сказать, что если не будет продаж, то и управлять будет нечем.
Многочисленные школы МВА поставили на поток вооружение своих учащихся трескучей наукообразной терминологией. К сожалению, немногие задумываются над тем, что в аббревиатуре МВА заключено слово «администрирование». Этот термин подразумевает формальное бюрократическое командование, а не Управление.
Значительная часть выпускников экономических ВУЗов и школ бизнеса становится консультантами.
Средний возраст консультантов, работающих в крупнейших трансконтинентальных консалтинговых фирмах, менее тридцати лет. То — есть, большинство из них моложе этого почти юношеского возраста. Может быть все они – гении? Неужели они обладают знаниями и навыками более эффективными, чем опыт практиков, накопленный за десятилетия работы? Если это так, то почему они занимаются консультированием, а не реальным управлением?
Реальное управление – это в первую очередь ответственность за результат. Не за объем заумных рекомендаций, а за эффективность и развитие предприятия. Только об ответственности преподаватели ничего не говорили. Значит, брать ее на себя не надо.
Консультанты отлично устроились. Пишут рекомендации. Получают огромные гонорары за «высококвалифицированный» труд. И не несут никакой ответственности. Ведь то, что они рекомендуют либо не может быть использовано, либо эффект заведомо ниже цены внедрения. А если отвратительный результат от внедрения налицо, то всегда можно заявить, что без него было бы еще хуже. Опровергнуть эту отговорку невозможно. Сравнивать уже не с чем.
Преподаватели и консультанты иногда говорят: «Мы управлять не беремся, но научить управлению можем».
Карьеристы, в отличие от консультантов предпочитают работать на предприятиях реальной экономики. Они очень озабоченны уровнем своего «статуса» и величиной собственного дохода. Дорвавшись до вожделенного иерархического уровня, карьеристы не только паразитируют на деятельности предприятия. Они препятствуют любому улучшению, которое может угрожать их положению. Это, в основном, они заказывают масштабные консалтинговые проекты. Они надеются, что им подскажут, что же и как все — таки надо делать.
Огромная армия теоретиков, консультантов и карьеристов всего мира занята расширенным воспроизводством себе подобных. Они наплодили и массу ложных, «рыночных» показателей. Попытки достичь этих показателей не только приносят убытки предприятиям, но и вызывают негативные социальные последствия.
Масштабы этого явления иллюстрируются мировым экономическим кризисом. Герои данной статьи не считают себя виновными в том, что разразился кризис. Он им не выгоден. Они искренне думают, что делали и делают все правильно, так, как написано в книжках «гуру» менеджмента, и как их учили теоретики, и как им советовали «компетентные консультанты». А в том, что получилось, виноват рынок. Он же все и исправит. Просто надо подождать, когда все само собой отрегулируется.
Только не все предприятия доживут до этого прекрасного будущего. Даже корпорация «General Motors» — мировой лидер по количеству проданных автомобилей — стала банкротом. Ее не спасло даже то, что Топ – менеджеры летали на персональных корпоративных самолетах, чтобы попросить денег для выживания.
Поводом для написания этой статьи послужили многочисленные высказывания руководителей предприятий, переживающих существенное падение выручки. Для примера приведены их ответы на вопросы, связанные с продажами:
- Вопрос: На Вашем предприятии есть отдел продаж?
- Ответ: Нет. Мы не продаем. Мы договариваемся.
- Вопрос: Почему клиентам лучше пользоваться услугами Вашего предприятия, а не конкурентов?
- Ответ: Потому что эти услуги — наши ключевые компетенции.
- Вопрос: Что является основополагающим для существования любого предприятия?
- Ответ: Корпоративная культура.
- Таких примеров очень, очень много.
Успешные управленцы и продавцы учатся постоянно. Но не столько в школах бизнеса, сколько на практике. Они учатся на чужих успехах и своих ошибках. Они анализируют полученные результаты и просчитывают возможные последствия планируемых действий. Они готовятся к каждой встрече с покупателями, и, встретившись, слушают их, а не себя. Они не надеются на эффективность применения «лучших практик».
Так почему же в экономических ВУЗах и школах бизнеса не учат тому, что делают успешные практики? Потому, что тем, кто может научить, не выгодно тратить на это свое время и растить себе конкурентов.
Армия дипломированных «теоретиков» растет и рвется «управлять». Ее самым целеустремленным бойцам удается сделать карьеру и…
Плачевные результаты видны везде, где они достигли цели.
© 2015 — 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.
Свежие комментарии