Сергей Мартынов
Герой нашего времени
Он торговал вразнос вареными джинсами на рынке — и повезло, не убили в бандитских разборках.
За взятки и откаты «приватизировал» предприятия и целые отрасли — и опять повезло, не посадили.
Заказывал конкурентов — всё осталось шито-крыто.
Самому пару раз повезло, когда конкуренты взорвали его машину.
А скольким таким же не повезло? Которые делали то же самое и давно уже сгнили на кладбище? Они были не менее и не более умные, чем наш герой. Они делали все то же самое, но только мина, заложенная конкурентом или партнером по бизнесу в его машину, сработала.
И вот уже наш герой-везунчик окружен толпой прихлебателей и подхалимов, которые с утра до вечера льют в уши «Какой же вы гений, Иван Иванович». И герой начинает верить в свою исключительность, что любой риск для него нипочём — да просто потому что он — гений.
А потом в один прекрасный день оказывается, что кредит возвращать нечем, потому что случился кризис, или власть захотела отнять бизнес — и раскопала прежние преступления, или что-то ещё пошло не так, как виделось в красивых героических снах. Ё-мобиль не ловится, не растёт кокос.
Когда у вас нет ничего, кроме производства вареных джинсов или палёной водки на съемной квартире, вам терять нечего — любой риск оправдан. Но по мере того, как бизнес растёт, и начинает стоить миллионы и миллиарды, пора начинать думать не о собственной гениальности, а о грамотном управлении рисками.
Этого как раз не происходит. В текучке текущих дел и суете героических подвигов герою некогда заняться самообразованием, и складывается ситуация, которую я называю «Бизнес перерос своего владельца». А дальше происходит то, что происходит, когда мальчишка, только что научившийся рулить «кукурузником», вдруг внезапно обнаруживает, что это уже не кукурузник, а Боинг. «Эге-гей, здорово — кричит он — я самый крутой — сделал из дохлого кукурузника Боинг! Сейчас полетаем! Скорее пишите про меня книжки, чтобы все брали пример — что я ем на завтрак, что я думаю по поводу оленей-тюленей-баб-чего угодно. Я — образец для подражания, красавчик!»
И как-то все забывают, что 99,9% таких красавчиков — в лучшем случае разорились, а в худшем уже никого не беспокоят. И никто не спрашивает их, что они ели и в каком ресторане.
Мораль: Чтобы управлять рисками, нужно изучать истории не тех, кто добился успеха, а тех, кто сошел с лыжни…
А что наш герой? Да ничего особенного, пока полетает, просто его время ещё не пришло, когда толпа будет обсуждать — да как же он мог сделать такую глупость и разориться?
© 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.
Leave A Comment
You must be logged in to post a comment.