Роман Шерн
Какое образование должно быть у ваших наследников
Недавно мой пешеходный маршрут пролегал мимо трёх общеобразовательных школ, находящихся внутри одного квартала. В это время заботливые родители, бабушки и дедушки забрали детей из школ. Поравнявшись с первыми из них, я услышал, что они говорят об оценках, полученных ребёнком в этот день. Следующая пара, состоявшая из взрослого и ребёнка, тоже говорила об оценках. Десятки таких пар, которые я обогнал или шли мне навстречу, говорили только о цифрах от двух до пяти.
Может быть, так совпало, что я попадал в зону слышимости их разговоров именно в те, надеюсь краткие, моменты, когда речь шла об оценках. Но обсуждали их все. Кого-то из детей журили за плохую оценку, кому-то из них говорили о необходимости получать пятёрки, кому-то объясняли, что четвёрка – это плохая отметка, так как она свидетельствует, что ученик не доработал, схалтурил и не выполнил задание на отлично. Похвалы ребёнку я в тот день не услышал ни разу.
В самом деле, зачем хвалить за оценки, субъективность которых становится понятной детям очень быстро? Кроме того, слабый троечник из «сильной» школы зачастую прекрасно осведомлён, что отличник в слабой школе знает и умеет гораздо меньше, чем он. Только вот прессинг со стороны учителей, родителей, одноклассников, средств массовой информации, испытываемый троечником обычно снижает его самооценку. Ведь вокруг так много людей, и в их числе имеющие право ставить плохие оценки «педагоги», представляемые ребёнку в качестве мудрецов, постоянно говорят ему, что он – слабак, а то и никчёмность.
А зачем вообще нужны оценки? Особенно высокие оценки? Чтобы перейти из класса в класс школы или с курса на курс вуза достаточно троек по всем предметам. Минимальных баллов единых государственных экзаменов (ЕГЭ) достаточно для получения аттестата. Наличия аттестата достаточно для поступления в вуз пусть на платной основе и пусть на непопулярную специальность. Зато заветный диплом государственного образца будет получен, а после этого никто и никогда не поинтересуется оценками, распечатанными в аттестате и во вкладке к диплому. А перед этим 15-18 лет морального прессинга под лозунгом: «Учись хорошо».
На днях профессор одного из вузов рассказал мне, что у него есть студент – перспективный спортсмен. Перед тем как студент пришёл на экзамен, профессору позвонили из деканата и попросили поставить тройку. Конечно, он не стал тратить время на задавание экзаменационных вопросов. Он поставил заказанную оценку, пролистав зачётку, в которой были только тройки. Даже по физкультуре. Зачем этому спортсмену диплом? По действующему законодательству ответственные государственные посты могут занимать только люди, имеющие диплом о высшем образовании. Причём, неважно, какой диплом. Главное, чтобы он был получен легитимно.
***
Вы можете возразить, сказав, что критерии оценки, полученных ребёнком знаний, необходимы. И я с вами соглашусь. Только критериев должно быть всего два: усвоил или не усвоил. Не зазубрил и успешно сдал (и забыл), а Усвоил. Почти любой учитель в состоянии точно сделать такую оценку. И каждый учитель обязан при необходимости предпринять дополнительные усилия, чтобы ученик, не боящийся наказания за ошибку в виде плохой оценки, усвоил преподанный материал.
Увы, к сожалению, редко встретишь учителя, который несёт хотя бы моральную ответственность за усвоение знаний учениками. Подавляющее число «педагогов» во всём мире работают по принципу: рассказал – оценил, а дальше не моя забота. И вот родители либо сами прессуют детей, либо нанимают репетиторов, чтобы дети получали высокие оценки за заучивание (на краткий срок) огромного объёма сведений, которые им не пригодятся никогда в жизни.
Опять вы можете возразить, сказав, что невозможно угадать что пригодится, а что нет. Это – верно. Угадать крайне сложно. А задумывались ли вы, почему дети очень многое воспринимают слёту, без напряжения и на всю жизнь? Это происходит потому, что им интересно.
Посмотрите вокруг! Много ли ваших сотрудников работают по специальности, полученной ими в вузе? Даже если ваши самые лучшие специалисты работают по специальности, неужели свои знания они приобрели в учебных аудиториях? В том то и дело, что ответ на оба этих вопроса – «Нет». Тогда риторический вопрос: «Зачем они столько лет тратили время, силы, нервы, эмоции на заучивание того, что им велели?»
Что сделали школьные учителя, не говоря уже о родителях всех этих людей, чтобы вовремя определить подлинную сферу их интересов? Кто-нибудь хоть попытался тщательно произвести профориентацию ребёнка? А вы знаете, что на самом деле интересно или заинтересует ваших наследников? Ведь не исключено то, что вы уже начали давить их своим авторитетом. Поэтому не надо гадать. Надо без нажима ещё в раннем школьном возрасте познакомить детей с широким кругом знаний и профессий. И вот то, что их захватит, то и развивать. А остальное сообщать им ненавязчиво для общего кругозора и высокого уровня культуры, но никак не для получения цифровой оценки.
Кстати, кто из перечисленных здесь миллиардеров закончил школу: М.А. Ротшильд и его четыре сына, Джон.Д. Рокфеллер, Альфред Нобель, Генри Форд, Томас.А. Эдисон, Ингвар Ф. Кампрад, Ричард Брэнсон (этот список можно продолжать очень-очень долго)? Совершенно верно – никто. Некоторые из них вообще не учились в школе, а тем более в вузе. Но все они – очень высокообразованные люди.
Задумайтесь! Наверняка и вашим наследникам необходимо образование, основанное не на получении оценок и не на бесполезной растрате отнюдь не лишних самых эффективных для учёбы лет, а на органичном усвоении интересных для них знаний.
Этот подход – не утопия. Решение этих и множества других проблем обучения детей существует.
© 2015 — 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.
Свежие комментарии