Роман Шерн
Постоянное повышение своей квалификации. Как это делаю я
Эта статья адресована специалистам с высшим образованием, но все её рекомендации полезны и вашим детям и внукам. Описанные приёмы и методы не требуют повышенных способностей. Автобиографические факты приведены для соотнесения написанного с вашими личными опытом и планами. Надеюсь, статья поможет вам избежать ошибки и потери времени, сил и денег, совершённые мною при повышении своей квалификации.
Зачем учиться? Истинные и ложные цели
Мой путь получения образования долго был типичным.
Я закончил физико-математическую школу, и почему-то всем знавшим меня, да и мне было очевидно, что я должен учиться в техническом вузе. Профориентации в школе не было. Область электроники, в ней работали мои родители, мне была неинтересна. Никто другой не познакомил меня со своей профессией. Мой выбор специальности был иррационален. Он шёл в последовательности: вуз – факультет – кафедра – специализация. Сознательный выбор имеет обратный порядок. Типичность этого подтверждает то, что из 50 человек получивших дипломы вместе со мной по специальности работает только один. Турбиностроением я не занимался ни дня.
Истинных целей поступления в вуз было две: Не попасть рядовым в армию и получить диплом. Они были достигнуты. Обратите внимание! Цели – получить профессиональные знания и навыки в выбранной области у меня, как и у большинства студентов того времени и нынешних, не было. Да, базовые инженерные знания все получили и получают. Как это достигается объяснено ниже.
Потом я получил ещё девять дипломов и других квалификационных документов. И всегда достигал цели, которые ставил. Так, Высшие патентные курсы я закончил не для того, чтобы стать патентоведом. Мне нужны были авторские свидетельства в качестве публикаций, ведь я был аспирантом заочником.
Диссертацию я не защитил. Я не хотел быть учёным в академическом смысле. От её защиты я отказался, во время Перестройки. Отсутствие учёной степени не ограничивало карьерные цели, а наличие не давало преимуществ. Удовлетворения от её защиты быть не могло. Я знаю цену диссертациям. Мне довелось писать отзывы на работы других людей, поступавшие в научное подразделение института, в котором я работал. Эти диссертации по глубине и новизне незначительно превосходили работы дипломников. Вот я и решил не тратить силы, время, нервы и деньги на её защиту. И никогда не пожалею об этом.
Второй диплом о высшем экономическом образовании я получал, как все собиратели бумажек для мнимого повышения своей рыночной стоимости. Никаких ценных знаний, кроме терминологии, к нему не давали. Но я понял, что экономические, финансовые, управленческие, маркетинговые и правовые знания мне нужны. Мне был 31 год. Эх! Понять бы это лет на двадцать раньше.
Как видите, всё типично. Все, получая формальное образование, достигают поставленные цели. Но цели у абитуриентов крайне редко связаны с получением знаний и навыков. Беда и в заблуждении людей считающих, что кто-то мудрый всё продумал и составил исчерпывающую сбалансированную программу профессиональной подготовки, освоив которую получишь именно то, что нужно.
Надеюсь, ваши дети или внуки сделают сознательный выбор в соответствии с личным призванием, чтобы не жалеть о годах растраченных на бумажку.
Как выбирать источники знаний?
Поняв, какие знания нужны, я жадно стал читать учебники и книги распиаренных гуру по экономике, менеджменту, маркетингу, финансовому анализу и др. И это оказалось ошибкой. Чтению выдумок авторов этих книг я посвятил два года. Полезным для повышения моей квалификации в тот период стало лишь изучение нормативных актов, регулирующих экономику.
Ошибочность выбора книг я осознал, став заместителем генерального директора тонущего от нехватки заказов машиностроительного предприятия. Я пытался применить их рекомендации. В вопросах менеджмента не работало ничего. Маркетинг по учебникам не давал результатов. Анализ бухгалтерской отчётности рождал вопросы, об ответах на которые гуру финансового анализа и не заикаются. Тогда я понял, что учиться надо у практиков, доказавших работоспособность их методов.
Первым этапом повышения управленческой квалификации для меня стал постоянный анализ наших результатов. Генеральный директор и я ежедневно, когда все работники уходили домой, проводили «разбор полётов». Действия, дававшие желаемый эффект, возводили в правила. Найденные причины неудач пресекали. Эти аналитические упражнения занимали у нас более 10 часов в неделю в течение почти трёх лет. К сожалению, такого спарринг-партнёра у меня больше не было.
Лишь в 36 лет я понял, что только сам отвечаю за свою судьбу. Большинство этого не понимает никогда. Им вечно все чем-то обязаны, им что-то вечно положено.
Поменяв работу, я сразу вновь пошёл за знаниями. Теперь в Школу антикризисных управляющих. Её я выбрал потому, что накопил опыт вывода предприятия из глубокого кризиса, и вокруг было много фирм в плачевном состоянии. В ней я научился «щёлкать, как орешки» задачи по оценке бизнеса и недвижимости, изучил нормативные акты о банкротстве предприятий, но полезного о технике антикризисного управления узнал мало. С тех пор я зарёкся учиться у теоретиков экономических и бизнес дисциплин.
Я не пытался стать и не был арбитражным управляющим, назначенным судом. Но таково моё сомнительное везение, что ещё пять раз я вытаскивал почти из небытия, чужие фирмы. Это позволило накопить значительные опыт и навыки управления предприятиями. Но, несмотря на успехи, я не был удовлетворён навыками управления работниками.
Ответы я искал в книгах по психологии, включая учебники. Это дало понимание методологии подхода к решению психологических задач. Но авторов этих книг роднит отсутствие личного опыта руководства большими коллективами людей, работающих на них или под их управлением. Их выводы односторонни, даже в исследованиях, проведённых по заказам корпораций. Публикации, с более практичными для руководства сведениями, мне не попались. Поэтому я провёл много задушевных разговоров с работниками с целью понять, почему они относятся к выполнению своих обязанностей так, а не иначе. Часть проверенных на личной практике выводов я изложил в книгах: «Откровенно об управлении предприятием», «Биороботизация работников», «Что надо знать о деньгах с детства», «Глупца учить. Афоризмы в стихах» и в 70 статьях в нескольких журналах.
Ценные сведения об управлении людьми я нашёл в бизнес школе для собственников и первых лиц предприятий, несколько лет работавшей в Санкт-Петербурге. Это – не МВА. Здесь преподаватель-практик посоветовал прочесть книги, «развенчанные» в учебниках по менеджменту. Эта школа высоко подняла мою планку при выборе образовательных продуктов.
Но дело не столько в высокой требовательности к тренингам, школам, мастер-классам, семинарам, коучингу и т.п. Слишком много развелось рассказчиков ерунды и шарлатанов, несущих чушь за деньги слушателей. Главным критерием полезности учёбы у кого-то является выявление наличия личного успешного практического опыта применения преподавателями того, что они собираются рассказать.
Недавно я купил пакет тренингов, и в разы повысил мою способность изучать и запоминать новую информацию. Их я купил не только для повышения квалификации, а и для проверки на себе того, что буду предоставлять детям, ученикам создаваемой мною общеобразовательной школы-вуза. Часть приёмов учебных технологий описана ниже.
Много лет я ежедневно читаю в среднем 30 страниц не художественных текстов. Это — книги по всему спектру бизнес тем, а также по психологии, политологии, философии, истории, образованию. Читаю и техническую литературу, чтобы говорить на одном языке с моими клиентами при оказании им управленческих и сбытовых консультаций.
Книги отбираю тщательно. Так, главным критерием для книг по темам бизнеса является то, что их автор – практик, а лучше — владелец фирмы.
Несмотря на отбор, макулатуры попадается много. Начав читать, я быстро её откладываю. Её нет в перечне деловых книг, которые рекомендую вам для прочтения. Этот перечень бесплатно пришлю вам по электронной почте по вашему запросу. Но и в части этих книг есть доля информации и рекомендации, с которыми я не согласен. Вы сами можете сделать вывод, верить или нет написанному в них. Относительно много хороших книг по продажам, рекламе, копирайтингу (написанию продающих текстов).
Хочу вас предостеречь. Есть книги – поделки. Это шалит инфобизнес. Его игроки считают важным условием достижения успеха наличие собственной книги. Даже самые уважаемые игроки обучают новичков тому, как сляпать свою книжку, а порой ляпают сами. Эти книжки они используют в качестве носителей рекламы своих тренингов и услуг. В них есть полезные рекомендации, но часто скопированные из книг профессионалов. Книжки оформлены с использованием арсенала продающих их инструментов. Но порой само оформление является лучшим в этих изданиях.
Как отличить поделки? Обычно они – небольшие, а если выглядят внушительно, то за счёт крупного шрифта и множества полупустых страниц и крупных иллюстраций, чтобы скрыть недостаток информации. Но и при таком оформлении прочтите хотя бы параграф, чтобы принять решение покупать или нет такую книгу.
Для рабочих задач, не решавшихся мною ранее, я применяю рекомендации из прочитанных книг. Что не сработало, я отбрасывал, что работало, закреплял и применяю по необходимости. Что-то не сработавшее наверняка я применял неправильно или не к месту. Но повторных проверок на применимость не делал. Зато сработавшее уверенно рекомендую применять другим.
Может быть, что-то не сработает у вас. Поэтому не призываю верить на слово. Сначала тщательно обдумайте рекомендации, а потом пробуйте. Но не тратьте время, силы и деньги на повторные попытки что-то сделать также, надеясь получить иной результат.
Немного воодушевляющих цифр: Если вы – не медик, филолог или юрист то, чтение 30-ти страниц в день для повышения своей квалификации за год более чем в 3,5 раза превысит объём учебной литературы, прочитанной вами для получения диплома вуза. Статистика США утверждает, что лишь 3% американцев пользуются библиотеками. 3% из них берут деловую литературу. Наверняка в России эти цифры аналогичны. Но и эти пользователи не читают книги в таком объёме. Всего через пару лет у вас почти не будет конкурентов, квалификация которых сравнится с вашей.
Будучи заместителем генерального директора машиностроительного предприятия, я получил ценный урок. Начальник конструкторского отдела рассказал мне о трудностях и тяготах труда конструкторов. Речь Остапа Бендера о «Нью-Москве» в Васюках — бледная тень его рассказа. Когда он замолчал, я сказал: «Моя первая квалификация инженер-механик, меня учили конструировать газотурбинные установки». Он лишь пролепетал: «А мы все думали, что Вы – юрист».
Это научило принимать меры, чтобы коллеги не считали меня профаном в их работе. Так, инженерам коллеги гуманитарии часто рассказывают небылицы. Поэтому, не афишируя, изучите пару хороших книг по их тематике. Проконсультируйтесь на стороне, если что-то не поймёте сами. Через 2-3 недели вас не смогут обмануть на ерунде. А если вы выявите ложь, то предъявите свои знания, и вам не будут пытаться врать. Указанного срока изучения профессиональной литературы достаточно, чтобы вас приняли за эксперта в любой области. Это не значит, что вы станете подлинным экспертом, но вешать лапшу на уши вам не будут.
А с техническими вопросами технарю ещё проще. Например, имея инженерную подготовку и почти 10 лет стажа на инженерных должностях в области теплоэнергетики, мне довелось разработать учебные пособия «Как продавать товар Х» для услуг телефонии, сложного телекоммуникационного оборудования, спутниковых противоугонных устройств и др. Всего через неделю-две такой подготовки клиенты разговаривали со мной, как с экспертом.
Не поленитесь! Примените эту рекомендацию на практике!
Да простят меня юристы. Никогда не верьте им на слово! Сами прочтите нормативный акт, на который они ссылаются. В мире меньше проблем, чем вас уверяют. Но проблемы могут появиться, если вы не проверите самоуверенное заявление юриста, что закон чего-то не запрещает.
Эффективные методы изучения и запоминания.
Все мы запоминаем информацию на разный срок. Часть забываем сразу, часть помним дольше, а что-то усваиваем на всю жизнь и вспоминаем мгновенно.
Многое забытое, изучая, мы хотели запомнить навсегда, но не смогли. Что-то хотим забыть, но не можем. Что же происходит в момент, когда информация запоминается мгновенно и навсегда, даже если у нас нет такой цели? Ведь это происходит с разными сведениями, при разных обстоятельствах, при любых состояниях человека.
Точного ответа на этот вопрос нет. Люди мыслят образами и испытывают эмоции и, скорее всего, какие-то мгновенные эмоции под воздействием представленных образов, надёжно встраивают новые знания в цепочку сведений уже накопленных памятью.
Когда человек изучает новый материал или готовится к экзамену, то заставляет себя, запоминать. Обычно это удаётся плохо. Но если при этом насилии над собой применять приёмы изучения, то запоминание оказывается во много раз более эффективным. Рассмотрим несколько приёмов.
- Если вы готовитесь к экзамену, то начните минимум за четверо суток до него. Не пытайтесь запомнить сходу. Прочтите весь материал бегло, выделяя суть цветными маркерами. «Отожмите словесную воду!»
Читая выделенный текст, представьте его смысл образами, снабдив их важными деталями. Чем ярче, смешнее, пошлее, ужаснее, гнуснее будут образы, тем лучше вы их запомните.
Повторите заучиваемый материал столько раз, сколько успеете, используя эти образы. Если в эти дни вы будете спать по 8 часов, то отличная оценка вам наверняка обеспечена.
Этот метод я узнал через 18 лет после последней сдачи экзамена, но всё же проверил его лично. Я в качестве упражнения в течение менее двух часов выучил таблицу Менделеева. Около часа заняло запоминание номеров всех регионов России. Эти упражнения я выполнял, отрабатывая навык составления образов. Его в возрасте 54 лет я использовал, чтобы довести скорость запоминания новых иностранных слов до 100 в час. (15 часов на объём школьной программы). А чего могут добиться молодые люди? А дети? - Когда слушаете лекцию, не конспектируйте. Ведь записывая, вы отвлекаетесь от понимания материала. Пишите только то, что диктуют. Остальное помечайте значками, пиктограммами, образными существительными, стрелками. Накопите набор быстро изображаемых образов и понятных вам символов. Применяйте разноцветные ручки и маркеры. Конспект любой лекции поместится на лист. Вы сможете быстро его прочесть и вспомнить, что рассказал лектор.
- Не подозревая о том, что использую эффективный приём, я во время школьных летних каникул брал учебник по математике для следующего класса, самостоятельно прочитывал его и решал все примеры и задачи, проверяя правильность по ответам в конце учебника. Также я прочитывал почти все книги, рекомендованные учителями. Это я делал без принуждения и только во время свободное от обычных детских занятий.
Полученные летом знания освобождали меня от напряжения в течение всего учебного года. Всё «новое» на уроках ложилось на готовую основу влёт. По предметам, которыми я не занимался предварительно, было сложнее. Поэтому, если вы где-то учитесь, то предварительно знакомьтесь с материалом следующих занятий. Эффект вы почувствуете мгновенно. Вы легко будете понимать и запоминать новое. Преподаватели будут ценить вас, а отличные оценки, если они вам нужны, достанутся «без труда».
Выше я обещал объяснить, как в вузе набирается некий объём базовых знаний. Используемая в школах и вузах система основана на переходе от простого материала к сложному и многократном повторении. Каждый следующий материал базируется на предыдущем, а непременное повторение основ, использует принцип предварительного ознакомления. Многократное повторение в разных контекстах автоматически формирует образы представления части базовых знаний. Но это — трудоёмкий способ с низким коэффициентом полезного действия. - Приём, применимый к вашим личным книгам. Читая их, используйте разноцветные маркеры. Не жалейте бумагу. Выделяйте важную информацию! Забудьте о «бережном» отношении к книгам. Они – ваш рабочий инструмент, а не наполнитель полок. Когда понадобится найти нужные сведения, вы сделаете это быстрее.
Некоторые полезные «побочные» эффекты
Хорошие книги – это не только полезные знания, это — радость от удовлетворения любопытства и источник вдохновения и хороших идей.
Прочитав, хотя бы книги из рекомендуемого мною перечня, вы иначе будете воспринимать новости экономики и политики. Многое вы автоматически станете понимать без слов. Вы будете чувствовать причинно-следственные связи, и точнее предвидеть развитие событий. Ложь станет прозрачней.
Вы перестанете тратить время на телевизор, макулатуру, «пустых» людей.
Исчезнет ряд комплексов неполноценности. Повысится самооценка. Пропадёт нужда в самоутверждении. К вам будут прислушиваться умные грамотные люди. Вы заслужите их уважение. У вас появится более интересный и глубокий круг общения.
Вы станете терпимее к людям. Перестанете обижаться. Хотя несправедливость, хамство, непорядочность по отношению к вам не станут безболезненными. Но, прежде чем обидеться, вы поймёте мотивы обидчика. Кому-то простите ошибку, а на дураков не обижаются. Кстати, вам будет легче признавать собственные ошибки, ведь в этом нет ничего зазорного.
Даже если вы молоды, то мудрость придёт к вам скоро. Для этого не надо постареть. К большинству она не приходит никогда.
Умение не думать, что ты знаешь
То, что еще совсем не изучал,
Приходит лишь, когда ты понимаешь,
Как мало о немногом ты узнал.
Инвестируйте время, деньги и труд в повышение своей квалификации. Эти самые выгодные вложения окупятся и деньгами, и достижением вашей главной жизненной цели. Если вы ещё не сформулировали цель, то начните с этого. Найдите своё призвание, и вам станет ясно, зачем и как повышать свою квалификацию. Самоучки – непобедимы. Большинство миллиардеров – «самоучки», у многих из них нет и школьных аттестатов.
© 2015 — 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.
Свежие комментарии