В России на пальцах одной руки можно пересчитать успешные бизнесы, которые запускались как стартапы и отметили пятилетний юбилей. С чем это связано, в чем причина гибели стартапов? Задумался Олег Тонин и обратился с вопросами к экспертам.
Искандер Гиниятуллин, руководитель отдела разработки бизнес-портала БИБОСС:
Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно разобраться, что мы подразумеваем под модным нынче словом «стартап». Стартап, в широком смысле этого слова — это любой наукоемкий проект, который создается с нуля в условиях высокой неопределенности. И именно высокая неопределенность является первопричиной гибели стартапов — ведь до того, как ты создашь свой продукт, никто не может гарантировать тебе его успешность или неуспешность, а высокая наукоемкость не дает тебе шанса провести полноценное исследование рынка до создания рабочего прототипа продукта (после создания которого компания из стартапа перерождается уже в коммерчески успешную компанию… или умирает).
Кроме того, в России, да и во всем мире, очень часто оказывается, что созданный стартапом продукт нужен очень узкому кругу потребителей — как вышло, например, с энергокомпанией SolarCity, которая близка к поглощению автомобильным производителем Tesla. После поглощения этой компании она, фактически, перестанет существовать как стартап и как самостоятельная компания, но при этом их продукт продолжит жить и развиваться, а создатели получат существенную компенсацию на личные счета — это ли не мечта любого стартапера? Хотя компания, при этом, может и не отметить 5-летний юбилей.
Основатель стартапов в сфере ремонтов: ReWeDO.ru и PriceRemont.ru, а также сервиса онлайн-заказа экскурсий Banana.Travel инвестиционный банкир и предприниматель Юрий Гольдберг:
«Стартапов гибнет много. Только их предназначение и цель работы — «со щитом или на щите» Поясню. Стартап — это специальный вид занятия (а не бизнеса) с целью поиска имеющего права на существование прибыльного масштабируемого и устойчивого бизнеса. Поэтому, из 10 стартапов девять отсеиваются как тупиковые ветви эволюции. И в этом нет ничего страшного. Странно слышать, что некоторые предприниматели утверждают, будто никогда не разорялись. Предприниматель тем и отличается от менеджера, что берет на себя риски «выгорит — не выгорит» Я, наверно, хороший стартапер. Запускал в своей жизни много разных бизнесов, два из которых оказались очень масштабными и прибыльными.
Именно как стартапы запускались те успешные и большие бизнесы, которые требовали высокой квалификации, инженерной и финансовой смекалки, упорства. Магнит, Яндекс, 1С и многие другие стартапы теперь успешные и респектабельные компании. Наш страховой брокер в области дольщиков, НСКА, также пять лет назад был IT стартапом.
Сейчас я развиваю проекты в ремонтах и туризме по шаблону Uber/Booking-подобные моделей бизнеса. Выстрелит или нет, посмотрим. Важно, что любой стартап нарабатывает результаты эксперимента (методика Lean). Если хватает ресурса вносить и вносить изменения в процессе работы над стартапом, искать клиентский спрос и замерять предпочтения, предлагать рынку продукт и решение проблемы — шанс найти золотую жилу есть, а если ресурс рассчитан плохо или его просто нет — никакие хождения по инвесторам не помогут. Стартуйте на свои!
Александр Альхов, основатель проекта Courseburg Россия:
Вариантов основных не так много как кажется:
Главный и основной — конфликт внутри команды, в основе конфликтов обычно лежит потеря веры в проект или проблемы в межличностных коммуникациях. Крепкая команда, где налажены откровенные и уважительные отношения пройдет через любые проблемы, даже если несколько раз придется вносить изменения в финансовую модель.
Второй причиной, на мой взгляд, является не правильный анализ рынка и способы вывода продукта на рынок. Обычно это связано отсутствием опыта в конкретной нише. Это решается общением с 5-10 экспертами рынка.
Третья причина простая — кончились деньги. Эта проблема вытекает из первых двух. Если об этом знать заранее и предупредить команду и как то с этим заранее работать, то это будет восприниматься проще и перестанет быть проблемой.
Четвертая и самая обидная для основателей, когда кто-то из конкурентов скопировал функциональность или крупных игрок на мощности которого был завязан бизнес изменил условия пользования. Об этом конечно можно думать заранее, но это часто неожиданно и фатально.
Опыт крупных компаний подсказывает, что в большинстве случаев первые 2-5 лет чудес ожидать не стоит, в отличие от традиционного бизнеса, стартап — это всегда работа в условиях неопределенности и постоянного недостатка ресурсов. Команда должна это осознавать и быть готовой к этому.
Disclaimer: Информация об интервьюированных в данной статье лицах, предоставлена самими этими лицами и Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо» не подтверждает и не отрицает ее.
© 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.
Leave A Comment
You must be logged in to post a comment.