Краткий обзор корпоративных ролей управления знаниями (КМ) в международной практике
Олег Лавров – председатель правления Ассоциации «КМ Альянс», опираясь на международную практику, представил свое видение ролей в Knowledge Management. Предлагаем ознакомиться со статьей и высказать свое мнение.
Анализируя литературу из различных источников о деятельности в европейских, американских и азиатских компаниях, хочу предложить вам мнение о текущем положении дел с ролями и функциями организаторов и исполнителей управления знаниями в компании.
1.«Chief Knowledge Officer (CKO)» или «Chief Learning Officer (CLO)» — это самое высокое положение в текущем понимании роли лидера управления знаниями в компании. СКО/CLO:
• развивает общее видение и ценности КМ в рамках всей организации;
• создает и реализует общие стратегии, в том числе и в области управления знаниями, основанную на текущих знаниях;
• отвечает за разработку и внедрение системы управления знаниями в организации, видеть КМ в теоретическом и историческом контексте;
• способен изменить мышление / парадигму на эффективную работу со знанием в компании;
• планирует и регулярно осуществляет деятельность в области управления знаниями, критически оценивает решения в области КМ;
• ведет «погрузочно-разгрузочные» работы с организационным знанием — управляет жизненным циклом знаний в понимании компании;
• проводит оргизменения в организации, основанные на уникальных интеллектуальных ресурсах и активах компании;
• создает штат и функционал КМ-специалистов, развивает способности / компетенции по работе со знанием;
• управляет коммуникацией и персоналом КМ;
• регулирует функции безопасности и сохранения конкурентных знаний;
• сохраненяет интеллектуальную собственности организации;
• поддерживает и развивает базу знаний компании и ведет учет в организации баланса новых и существующих знаний;
• ведет разработку и учет передовых организационных практик;
• определяет структуру КМ проектов и их эффективность;
• эксплуатирует существующие организационные знания для целей и задач бизнеса;
• обеспечивает удовлетворенность участников процессов управления знаниями всех уровней;
• отчитывается о деятельности сотрудников и проектов по управлению знаниями;
• ведет учет влияния проектов или системы УЗ на создание ценности бизнеса и возврат на вложенных инвестиций.
2. «Knowledge Manager» — администратор-специалист технологической «базы знаний» — это руководитель, который работает с СКО (или с высшим руководителем):
• может возглавлять проектный офис и реализует выполнение стратегии;
• может осуществлять разработку стратегии корпоративных км проектов и проектов управления изменениями, таксономии знаний, анализа социальных сетей, образовательных профилей сотрудников;
• осуществляет «поставку» корпоративных знаний под запрос;
• участвует в создании системы управления знаниями во всей компании.
3. «KM Champions / Knowledge Leaders» — это может быть выделенный или не выделенный в специальную штатную единицу, а неформальный лидер, осуществляющий содействие KM в организации, часто выступает с конкретными инициативами, например, повторное проектирование интранет, организацию работы сообществ практиков, построения таксономии корпоративных знаний, участвует в создании системы управления знаниями во всей компании.
4. «Knowledge Brokers» — это специалист, который знает, где и у кого находится корпоративное знание.
• соединяет людей с нужным знанием с теми, кто в нем нуждается;
• может находится в департаменте HR или ИТ и владеть картой знаний организации;
• участвует в создании системы управления знаниями во всей компании.
5. «Knowledge Synthesizers / Knowledge Stewards» — стюарды или синтезаторы знания — эта роль может быть реализована специалистами различных подразделений, такие специалисты несут ответственность за сохранение локальных знаний департаментов и фиксацию значительного объема нового (создаваемого сейчас) знания и передачу его в организационную память (базу знаний).
6. «Knowledge Editor» — редактор знаний — это специалист, который формирует таксономию и упаковывает контент явного и формализованного организационного знания сотрудников, так чтобы корпоративный пользователь мог легко его использовать и понимать.
7. «Knowledge Analyst» — аналитик организационных знаний сотрудников — это специалист, который переводит потребности пользователей в требования к корпоративным нормам управления знаниями и следит за соблюдением и развитием этих норм.
8. «Knowledge Transfer Engineer» — это специалист — инженер организационной передачи знаний. Он отвечает за фиксацию, формализацию и передачу неявных знаний таким образом, чтобы облегчить повторное использование созданного нового знания в организации. Также он облегчает передачу неявных знаний путем подключения соответствующих людей для объяснения и уточнения организационных знаний определенных сотрудников.
9. «Knowledge Systems Engineer» — инженер системных знаний — это эксперт системы управления знаниями, который создает решения для инициатив в области УЗ за счет использования порталов, интранет, базы знаний и данных.
10. «Knowledge Management Process Owner» — владелец процессов управления знаниями — это специалист, который несет ответственность за обеспечение пригодности процесса управления знаниями в организации для достижения корпоративных бизнес-целей:
• является спонсором процесса управления организационными знаниями;
• имеет достаточные ресурсы для разработки процесса управления знаниями в соответствии с передовой практикой и отвечающей потребностям организации;
• осуществляет арбитраж в любом споре за распределение обязанностей;
• спонсирует коммуникационную кампанию по продвижению информированности сотрудников и принятия решений о процедурах управления знаниями;
• отвечает за создание и выполнение плана, целей процесса управления знаниями, за метрики для измерения успеха, получение официальной обратной связи от высшего руководства по процессу управления знаниями и связанные с ним процедуры в компании.
• обеспечивает согласование с текущей культурой организации и ИТ- стратегией управления услугами, обеспечивает координацию со всеми другими вовлеченными департаментами;
• может быть в проектной или функциональной логике;
Вот неполный перечень возможных ролей и функций участников корпоративного процесса управления знаниями.
Если вас заинтересовала тема управления знаниями, приглашаем посетить наш блог http://kmjournal.ru/ . Здесь вы найдете много полезной и интересной для вас информации.
© 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.
Leave A Comment
You must be logged in to post a comment.