Роман Шерн

Какое образование должно быть у ваших специалистов

Обычно, когда речь идёт о специалистах, подразумевается наличие у них высшего образования. Но так повелось, что высшим называется начальное профессиональное образование, а не тот уровень знаний и навыков выше которого подняться невозможно.

К сожалению, подавляющее число обладателей дипломов считают, что они и в самом деле получили высшее образование. А раз оно таковое, то и учиться больше ничему не надо. Хотя это большинство в своих резюме, направляемых работодателям, пишет о присущей им хорошей обучаемости. Обучаемость, может быть, и была хорошей, только за полтора десятилетия обучения её напрочь отшибли.

А всё начиналось с неправильно поставленной цели, которая звучала: «Учись хорошо, получай отличные оценки, закончи вуз! Получив диплом, устроишься на хорошую работу, и всё у тебя будет хорошо». И вот достаточные для получения диплома оценки и сам диплом получены. На какую-то, на чей-то взгляд хорошую, работу обладатель диплома устроился и… «Всё хорошо» не наступило.

Правда, задолго до момента получения диплома его соискатель уже всё понял. Ведь его родители и знакомые — обладатели дипломов живут и работают не так хорошо, как хотелось бы им самим, а тем более ему. Поэтому большинство прекращает учиться, будучи школьниками. Игра в получение хороших оценок и в ожидание сроков перехода из класса в класс и с курса на курс учёбой не является. Для достижения цели этой игры профессиональные знания и навыки не нужны.

Часть обладателей дипломов, столкнувшись со сложностями трудоустройства или работы по специальности, делает неверные выводы о том, что они не угадали с выбором или их неправильно направили на обучение полученной ими профессии. Это подталкивает их в поход за очередными бумажками, в надежде, что те откроют им путь на хорошую работу. Потратив ещё несколько месяцев, а то и лет, и заодно и денег на новые дипломы якобы свидетельствующие о полученной квалификации, они опять сталкиваются с теми же проблемами.

Формально являясь обладателями высшего, а подчас почему-то считающегося престижным, и даже блестящим образования, на деле они его вообще не имеют. Какой бы вуз они не окончили, хоть Гарвард, хоть Кембридж или Тьмутараканский, всё равно. Они не учились, а получали оценки и дипломы. Это – их беда, а не вина. Это их состояние предопределили родители и учителя. Родители потому что не знали другого пути, а учителя ещё и потому, что их не интересовал результат обучения.

Конечно же, не все такие. Их всего 99 с лишним процентов.

Не верите? Проведите опрос своих сотрудников, родственников и знакомых. Задайте им всего два вопроса:

  1. Какие книги по специальности они прочитали в течение последнего месяца? Или хотя бы квартала, года, или вообще после окончания вуза.
  2. Что из вновь узнанного в этих книгах они применили в своей работе?

Надеюсь, что в 1% случаев у вас будет повод задать второй вопрос.

Увы, на второй вопрос в 99% случаев вы услышите ответ: «Ничего». Кстати, задайте эти вопросы и себе самому.

***

К счастью, есть люди, имеющие по-настоящему блестящее образование. Часто у них вообще нет диплома. Даже Тьмутараканского института. Как такое получается? А очень просто. Эти люди учатся не для получения оценок и бумажек, а для приобретения знаний и практических навыков. Для успеха такого обучения достаточно находить, усваивать и применять те знания, которые необходимы для решения задач, поставленных перед самим собой. Причём то, что человеку интересно, то усваивается очень легко, даже если это – очень сложный материал.

Вы, наверно, что-то очень хорошо помните с раннего детства. Это что-то, скорее всего, не входило в школьную программу. Оно запомнилось само и слёту. А помните ли вы стихотворения или формулировки теорем, или другие сведения, которые надо было выучить наизусть, чтобы получить хорошую оценку? В том то и дело, что не помните. Правда, вы и не страдаете от этого. Только потратили на заучивание самое эффективное для учёбы время, силы и нервы, а получив оценку, тут же забыли.

Поэтому у ваших специалистов должно быть образование, полученное ими не для обладания дипломом, а ради достижения их личных профессиональных и жизненных целей. Эти специалисты должны самостоятельно постоянно учиться у практиков. Выявить, являются ли специалисты такими «самоучками» очень просто. Ищите и привлекайте их для решения ваших задач!

Да, таких работников мало. Но их много и не надо. Остальных обладателей дипломов достаточно использовать в соответствии с их знаниями и умениями на «подсобных» работах, не ожидая от них чудес в хорошем смысле этого слова.

Известная фраза: «Учиться никогда не поздно» — верна. Поэтому, если у вас нет чётко сформулированной личной цели, то определите её для себя. Какой бы фантастической она не казалась, все цели достижимы. Если не достижимы, то это – не цели, а мечты. И возобновите или увеличьте свои усилия по самообразованию. Применяйте приобретённые практические знания и навыки. Результаты вас поразят. Особенно на фоне мизерной стоимости приобретения этих знаний.

Я часто рекомендую моим клиентам и знакомым бизнесменам прочитать те или иные книги, в которых описаны эффективные способы решения стоящих перед ними задач, и применить их в своей практике. По успехам бизнесменов очень хорошо видно, воспользовались они этой рекомендацией или нет. Увы, чаще нет, чем да. Им, видите ли, некогда читать. Поэтому они продолжают ломиться через стену рядом с распахнутой настежь дверью. Это даёт вам прекрасный шанс превзойти своих самых мощных конкурентов.

Специалистам хорошо известно, что многие задачи гораздо проще, чем кажутся обладателям дипломов.

ОБСУДИТЬ СТАТЬЮ НА ФОРУМЕ

© 2015 — 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

No votes yet.
Please wait...