Сергей Мартынов
Современная политэкономия
Большинство никогда не задумывалось о том, насколько экономические законы изменились со времён Маркса. Говорим «рыночная экономика» — а от неё уже ничего не осталось. Конкуренция отсутствует, баланс товарно-денежной массы отсутствует, экономика фактически не имеет ничего общего с рыночными принципами. А король-то — голый! Сегодня речь пойдёт про то, кто и что на самом деле управляет современным миром.
Тезис 1. Конкуренция умерла.
Ушла в далекое прошлое или осталась на толкучке конкуренция в классическом, марксовом понимании этого: если у тебя лучше и дешевле, покупатели будут покупать у тебя. Фигу с маслом. Сегодня твой продукт — ничто, если ты не можешь донести его до широкой аудитории посредством рекламы по всем видам масс-медиа и интернет. А здесь начинает работать принцип владения средствами доставки информации к потенциальному покупателю. Все это напоминает историю Ганзейского союза. В Ганзе (собственно, это слово и означает «гильдия») была монополия на торговлю — никто, кроме её членов, не имел права международной торговли. Будь у тебя хоть самая лучшая пенька, мёд и лес, ты мог продавать их только Ганзе. Конкуренты выпиливались огнем и мечом. Целые города в разных государствах жили по законам Ганзы. Эта монополия существовала 400 лет и создала основу для процветания современной Германии, Швеции и иже с ними. Так вот, то же самое сейчас происходит с интернет. Несколько американских компаний — владельцев современных средств доставки информации по всему миру определяют, что вы будете покупать, что хотеть съесть на завтрак, в какое место и на чём поедете отдыхать. Вы ведь ищете информацию где? В Гугле, правильно. А Гугл вам что показывает? Самое дешёвое, и качественное? Ой, я вас умоляю! Говорят, что если вы хотите спрятать труп, спрячьте его на второй странице поиска Гугл.
Основой могущества Ганзы являлась феодальная раздробленность тогдашних государств. Ганза стала надстройкой над ними, диктующей свои законы и уничтожающей конкуренцию. Ровно то же самое мы видим сейчас: интернет — а им владеет считанное количество американских компаний, а контролирует американское правительство — стал наднациональной надстройкой, которая управляет сознанием миллиардов населяющих планету «муравьёв». С одной стороны, есть неуклюжие попытки китайского правительства ограничить программирование мозгов нации путём построения великой китайской интернет-стены, с другой стороны — мы видим страдания Цукенберга бесплатно дать по смартфону и доступ в интернет вымирающим от голода народам Африки. Правильно, духовная пища — она первее. А ну как он помрет, не зная, что кока-кола — лучший в мире напиток и что такое настоящая демократия?
Тезис 2. Монополия приводит к перераспределению богатства
И чем дальше, чем больше. Современные империи основаны не на военном захвате колоний и выкачивании из них природных богатств (хотя и этим не брезгуют). Всё намного тоньше и деликатнее. Любая империя основана на пользовании незаработанными благами. Например, Америка печатает деньги и ведёт бесконечные войны, чтобы сохранить доллар как единственную международную валюту. У Марка Твена есть забавное описание покраски забора. Сообразительный мальчик по имени Том устроил из тяжелого труда покраски забора аттракцион, и ему платили другие мальчики за право покрасить одну или две дощечки забора. И стояли для этого в очереди. Это самая правильная картинка современного международного денежного рынка. За право получить ничем не обеспеченные доллары все страны отдают свои богатства, а затем несут эти доллары назад в американский банк, чтобы получать по ним ничем не обеспеченные проценты. Марк Твен отдыхает.
Монополия на печатание денег приводит к стягиванию всех богатств, технологий и мозгов в США. Монополия на жизнь в Евросоюзе приводит к стягиванию в «Ганзейские» страны полудармовой рабочей силы из других, не совсем кошерных стран. Почему на всех виноградниках Франции и шахтах Англии и стройках Финляндии работают поляки за половинную зарплату? Потому что в Польше вся промышленность отсутствует как нечто значимое, и всё, что Польша может экспортировать — дешёвую рабочую силу, ну и немного сельхозпродукции. Россия тоже рассчитывала неплохо пожить на экспорте природных ресурсов, но кое-что или кое-кто (не будем показывать пальцем) поломал все эти планы , и дешевая таджикская рабсила потянулась назад на историческую родину. Что вызывает законное озлобление и приступ пущего патриотизма.
Перераспределение богатства приводит к неким нежелательным последствиям — чем богаче живут в одних местах, и беднее в других, тем больше миграционные потоки — и едут на чём попало и как придется, любыми правдами и неправдами, миллионы их — из абсолютной нищеты в относительную (ведь там их никто кормить по-настоящему не собирается). Миллионы низкообразованных (это полбеды) и, что много хуже, агрессивно настроенных мигрантов прибывают туда, где получше кормят. И от нечего делать, живя на социальные пособия и не работая, начинают как бы понемножку взрывать всё вокруг себя. В прямом и переносном смысле.
Тезис 3. Рост производительности труда сделал труд необязательным условием выживания
А это ещё одна характерная черта современного мира. Современный человек должен работать всего два-три часа в день, чтобы обеспечить себе уровень потребления 60-х годов. Да, самый простой телевизор, холодильник, стиральная машина. 20-30 самых необходимых продуктов. Три пары обуви в год. Но современный человек работает 8-10 часов, плюс добирается с работы-на работу ещё два часа. На кого же он работает остальные 7 часов каждый день и, по факту, тратит свою жизнь?
На две составляющих: 1) желание жить «как все» и 2) необходимость кормить кучу бездельников, получающих социальные пособия и чиновников, их раздающих. И не знаю, какое из этих зол большее. И оба они прогрессируют неимоверно.
Тезис 4. Узкая специализация ведёт к потере интеллекта
Обществу нужны узко специализированные муравьи. Учить всему и каждого никому не нужно. Современный ремонтник не может воспроизвести закон Ома — он знает, что если девайс не работает, он должен заменить вот эту коробочку. И меняет. Такому навыку можно научиться за неделю, если очень-очень не спешить. И таких «профессионалов» вокруг всё больше и больше.
Современные дети не читают книги. Никакие. Вообще. Современная молодежь не знает, как работает телевизор или автомобиль. Им это не нужно, чтобы быть муравьями. Недавно одного американского профессора арестовали за то, что он в самолёте писал математические формулы в блокноте. Окружающие сочли это в высшей степени подозрительным и опасным. Мы движемся в определённом направлении, когда образование — настоящее, разностороннее — станет уделом элиты. Этот период в истории человечества уже был. Он называется «средневековье», сопровождается мракобесием, сжиганием ведьм и книг и окроплением святой водой всего, что осталось после этого. Процветают всякие Азидесы как столпы божественного откровения, что «черное — это не белое».
Ну вот вам несколько реальных черт современного общества и тенденций его развития.
ЗЫ:
Мозг потребляет в активном состоянии до 1/3 всей энергии, расходуемой человеком. Поэтому человек всю жизнь бессознательно борется с таким расточительным расходом энергии. Для этого используются любые способы — например, формируются привычки, стереотипы, убеждения и предубеждения. Они позволяют не принимать решения путем мучительного размышления. Изобретение письменности позволило меньше напрягать память, а развитие поисковых интернет-систем атрофировало эту способность почти до нуля.
© 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.
Leave A Comment
You must be logged in to post a comment.