Роман Шерн
Вниманию предпринимателей! Этого Вам ещё никто не говорил
Что надо сделать, чтобы Ваши сотрудники работали так, как этого хотите Вы?
говорите, что это невозможно! Вы просто ничего не сделали для достижения этой цели. Что, кроме крика, мата и в лучшем случае запоздалых увольнений Вы применяли? Премии? За что и когда? Корпоративные мероприятия? Зачем? Ещё что-то? Что именно?
Так что же надо сделать? В первую очередь, необходимо избавиться от Ваших заблуждений.
Идеального руководства не существует. Поэтому, расслабьтесь! Ваше руководство должно быть всего лишь хорошим. Но оно должно быть. А если работники почти всё делают не так, то значит, Вы не руководите.
Может быть, у Ваших работников и есть повод для чувства благодарности Вам. Но это чувство давно у них умерло, если вообще когда-нибудь возникало. Поэтому, не рассчитывайте на него. И, следовательно, не считайте работников неблагодарными уродами! Они – не уроды. Они – наёмники, имеющие собственные интересы. Их интересы ничего общего с Вашими не имеют. Они решают свои задачи, а не Ваши. И никто кроме Вас не сделает так, чтобы решая собственные задачи, работники решили Ваши.
Вы никогда не будете «своим» для тех, кто на Вас работает. Ваши Топ — менеджеры никогда не бывают искренними с Вами даже по рабочим вопросам. От Вас скрывают негативную информацию. Не для того чтобы не расстраивать Вас, а из страха за себя. Многое о своём бизнесе Вы узнаёте, когда уже поздно или очень сложно и дорого что-то исправлять.
Когда наёмным работникам выгодно, они легко манипулируют Вами. Ваши «слабости» позволяют безнаказанно игнорировать даже Ваши письменные приказы. Ваши провалы в знаниях, доверчивость, лень а, часто и самомнение позволяют скармливать Вам приукрашенную информацию о достигнутых результатах и понесённых потерях.
Но, хватит «чернухи». Она приведена только для того, чтобы Вы задумались о том, как Вы управляете. Ваши сотрудники – не вредители. Они работают так, как Вы им позволяете. Они совершенно точно оценивают Вас. Даже те, самомотивированные рвущиеся в бой, на кого Вы могли бы надёжно опереться, наверно, уже перегорели. Они подёргались, подёргались и опустили руки, успокаивая себя тем, что не могут за Вас развивать Ваш бизнес. Некоторые из них, как и остальные статисты, найдут свою нишу в Вашем болоте. А самые лучшие уйдут искать применение своим энергии, знаниям и навыкам, там, где они, может быть, будут востребованы.
***
Для того чтобы эффективно управлять людьми, их надо знать. Кто на Вашем предприятии ищет и нанимает ключевых работников? Если Вы лично, то это великолепно. Но чаще всего этим занят менеджер по персоналу, или знакомые пристроили через Ваших работников, или сам «забрёл с улицы». А если так, то такие работники трудятся не у Вас, а у того, кто их подобрал под себя. Результат Вы видите ежедневно. Поэтому, ищите и выбирайте ключевых работников сами! Это – Ваша прерогатива и обязанность.
Вы выпестовали ветеранов, или они в своё время успешно подладились под Вас. Вам приятно с ними вспоминать легендарные «боевые» годы становления бизнеса. Они поддерживают свой статус звёзд. Но они давно не выходили на «тропу войны». Они не хотят и не допускают никаких нововведений. Своим «авторитетом» они топят любую инициативу. Причём их аргументы настолько весомы, что прочитав их чуть ниже, Вы рассмеётесь. А когда говорят ветераны, Вы принимаете их за истину в последней инстанции, не требуя никаких доказательств их высокого экспертного мнения.
Аргументы Ваших экспертов:
• Это невозможно;
• Это никому не нужно;
• За такую цену никто не купит;
• Если работников заставить делать это, они уйдут;
• У конкурентов это лучше, нам так не сделать или будет дороже;
• Мои подчинённые так загружены, что им ничего нельзя поручить дополнительно.
Этот перечень можно продолжить, но Вы уже узнали доводы, которые почти дословно слышите очень часто. Так что, не принимайте на веру слова ветеранов! Попросите их письменно с цифрами обосновать свои аргументы! Или Вы боитесь, что они не смогут этого сделать?
Снимите со своих глаз розовые очки и прекратите вешать предвзятые ярлыки на других своих сотрудников!
***
А кто управляет финансами Вашего предприятия? Вы? Если да, то это – прекрасно. А на основании чего Вы это делаете? Вам подсказал главный бухгалтер или у Вас развит грамотный управленческий учёт?
Практика показывает, что в большинстве случаев менеджмент умело откупается от владельцев предприятия, чтобы дружно «попилить» выручку. Особо продвинутые ещё и на кредитах греют руки. Молодцы банкиры. Они глубоко внедрили миф о том, что жить в долг правильно и эффективно. Если это так, то почему они занимаются таким низко рентабельным банковским бизнесом, а не тем, чем заняты их должники?
Вы хоть знаете, во что на самом деле обходятся кредиты Вашему предприятию? Вы уверены, что рентабельность Вашего бизнеса выше кредитной ставки? Это – не риторические вопросы. Это — призыв к действию. Начните считать деньги и управляйте ими самостоятельно! Никто, кроме Вас, этого не сделает эффективно и по-хозяйски.
Не бойтесь этого! Для эффективного управления деньгами предприятия высшая математика не нужна. Вполне достаточно знания арифметики, экономического и физического смысла денежных операций и грамотного управленческого учёта. Знание «умных» финансовых терминов почти не нужно. Большинство из них придуманы для того, чтобы наукообразно обманывать лохов скопивших деньжат, которым лень не то что заниматься бизнесом, а даже подумать о собственных деньгах. А те термины, которые нужны, Вы уже знаете.
Хозяйское управление деньгами, базирующееся на развитом управленческом учёте, позволит Вам, наконец, выйти на грамотное ценообразование. Вы сможете увидеть, на чём предприятие зарабатывает деньги, и где оно их теряет. Это даст Вам объективную информацию для совершения маркетинговых действий.
***
А когда последний раз Вы лично продавали товары и услуги своего предприятия? Если Вы занимаетесь продажами постоянно, то, наверно, отлично знаете свой товар, его преимущества, выгоды, которые он приносит Вашим клиентам. Если же Вы уже сто лет ничего не продавали, то, что Вы ждёте от работающих у Вас продавцов?
«У меня отличный инновационный товар, но его мало покупают». Такие или подобные заявления можно услышать от предпринимателей очень часто. Отличный от чего? Инновационный в чём? Убрав из этого заявления ничего не говорящие прилагательные, Вы увидите, что ничего не сказали о своём товаре. И после этого Вы ждёте, что у Вас будут покупать то, о чём Вам нечего сказать?
Посмотрите, на свою рекламу! Что Вы в ней увидели? Непонятную покупателю или не имеющую отношения к делу весёлую картинку? Пустые, напыщенные, перегруженные прилагательными фразы? Свой логотип? Вы что его продаёте? Зачем Вы тратите деньги на макулатуру?
Изучите свой товар и его аналоги! Сформулируйте для него своё уникальное торговое предложение! Продавайте его лично! И Ваши продавцы перестанут ныть и будут продавать, продавать и продавать. Им будет очень неуютно, если Вы, походя, продадите больше, чем они, занимаясь только продажами.
***
Вы уверены в том, что Ваш бизнес юридически защищён? Постоянно приходится слышать отговорки о том, что мы живём в не правовом государстве, а, значит, нечего заморачиваться с разработкой юридически грамотных документов. Государство не станет правовым, пока бизнесмены не перестанут топтаться на густо разложенных граблях.
Вы скажете, что всё, включая юридическое решение, можно купить. Наверно, Вы правы. Только зачем переплачивать? Правильное и тщательное оформление документов, особенно хозяйственных договоров, сэкономит Ваши время, деньги и нервы. Ради собственных же интересов не пренебрегайте этим! При этом не перегибайте палку! Не загоняйте контрагентов своего предприятия в угол! Они не захотят работать себе в убыток и на бесправных условиях. И не позволяйте ставить себя в такое же положение!
Если у Вас конкурентный и нужный контрагенту товар, то Вы всегда сможете добиться приемлемых для себя условий поставок. А если «партнёр» упрётся, то пусть покупает где-то в другом месте. Не заключайте кабальных сделок!
Вы когда-нибудь считали, во что Вам обходится экономия на выполнении требований государственных нормативных актов? Быстрее всего, экономия есть. Но велика ли она? Стоит ли её Ваш риск? Может быть, стоит, пока Ваш бизнес не заинтересовал кого-нибудь намного более сильного, чем Вы.
Автору этой статьи неоднократно говорили: «Зачем так усложнять? Достаточно подкинуть дозу наркотиков, и вопрос с Вашим бизнесом будет решён». На это легко возразить: Не надо так упрощать! Если Ваш бизнес хорошо защищён юридически, то и в нашем «не правовом» государстве отнять его будет очень сложно. А что касается подброшенных наркотиков, то подбрасывающий очень рискует. Вы же не недоросль из «неблагополучной» семьи. Ещё Остап Бендер призывал чтить Уголовный кодекс.
Поэтому, озаботьтесь собственной юридической безопасностью! Глядишь, и государство постепенно станет правовым. Ведь почему оно на Западе «правовое?» Потому что так выгодно бизнесу. Крупному бизнесу.
***
Во все времена. Независимо от того бушует экономический кризис или нет, есть люди обладающие большим объёмом свободных денежных средств. Этих объёмов вполне достаточно для того, чтобы вытеснить с рынка любой мелкий и средний бизнес. Не купить, а вытеснить. И если обладателям больших денег вдруг станет интересно заняться тем, чем занимаетесь Вы, то… Не будем о грустном.
Чтобы не оказаться жертвой в такой ситуации, необходимо постоянно расширять свой бизнес. Этим Вы поднимите порог входа на рынок, и, следовательно, уменьшите численность способных Вас поглотить или вытеснить. Причём, не надо обольщаться тем, что Ваш бизнес сложен и специфичен. Вы же с ним справляетесь. Значит тот, у кого много свободных денег, тоже справится с ним, даже лучше, чем Вы.
Стройте свой крупный бизнес! За Вас это не станет делать ни один наёмный работник.
***
Вы, по всей видимости, уже подумали: «Как же всё это сделать самому?» Вы уже привыкли, что хоть и плохо, но многое за Вас делают наёмные работники. Вы расслабились, постарели, Вам не хочется и лень снова впрягаться в процесс решения задач, которые казались решёнными.
Вы, наверняка, надеялись отойти от дел молодым, и до конца своих дней получать возрастающий пассивный доход. Вы наслушались трескотни о делегировании полномочий. Вы наивно надеялись, что работники наделённые полномочиями будут верно и ответственно служить Вам за заработную плату, которая Вам кажется огромной. Зачем это им?
Получив полномочия, менеджеры начинают считать бизнес своим, а Вас воспринимают исключительно в качестве паразита, сосущего соки из их бизнеса. Вам ещё не предлагали принести денег на пополнение оборотных средств? Вас ещё не просили продать Ваши ценности, чтобы покрыть кассовый разрыв?
Увы, у Вас нет другого правильного решения, кроме как руководить своим бизнесом самостоятельно. Для упрощения собственной работы Вы можете технологизировать решение задач перечисленных выше. Сделав это, Вы значительно упростите свой труд и организуете эффективную работу наёмного персонала. Да. Работать придётся больше, чем сейчас. Но Вы высвободите свои силы, которые тратите на переживания и безрезультатные разносы работников.
Забудьте враньё о полезности делегирования полномочий, которым переполнены учебники и бестселлеры по управлению! Получивший полномочия не принимает и, тем более, не несёт всей полноты ответственности за Ваш бизнес. Вы же это прочувствовали на собственной шкуре. Полномочия у Вас брали, а ответственность нет. Всю грязь приходится расхлёбывать Вам за Ваш же счёт.
***
Ваши наёмные работники из-за страха за своё рабочее место никогда не станут разговаривать с Вами так, как написано в этой статье. Ваши знакомые предприниматели, несмотря на общность проблем, либо постесняются показать свои слабости, либо «этично» промолчат. Кто-то не захочет учить конкурента, а психотерапевт для таких разговоров непригоден.
Вы надеялись на знания Ваших дипломированных специалистов. Но у них нет нужных Вам знаний. Где их почерпнуть? Для этого есть четыре источника:
1. Разбросанные крупинки в книгах практиков.
2. Ваш собственный опыт.
3. Ваше общение с другими предпринимателями.
4. Обращение к автору статьи.
***
Если у Вас стало меньше иллюзий, то цель этой статьи достигнута.
Учитесь! Думайте! Лично решайте задачи своего бизнеса! Тогда Ваши сотрудники будут работать так, как этого хотите Вы.
© 2015 — 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.
Свежие комментарии