Олег Тонин задался непраздным вопросом о повсеместном распространении полиграфов и беседует с экспертами. Так что же есть полиграф, польза или зло?

Екатерины Горяная, старший консультант компании Wyser Russia (входит в кадровый холдинг Gi Group):

«Относительно немногие компании при приёме на работу применяют полиграф. В основном, это российские компании. Западные компании обходятся внутренней службой безопасности. Но даже те компании, которые применяют полиграф, не могут полагаться на него на 100%. Многие кандидаты при прохождении данной процедуры дают социально-положительные ответы, эмоционально спокойны и, оценить результаты бывает непросто. Нельзя однозначно сказать действенно ли это, так как здесь задействовано много факторов: кем проводится, кто формулировал вопросы и какие они, кто именно и как оценивает результаты ответов потенциальных работников. Часто в компаниях для оценки результатов не приглашается специально обученный человек, а вместо него выступает руководитель того или иного подразделения или сотрудник HR. Такую оценку, вряд ли, можно назвать качественной и полноценной. В моей практике были случаи, когда после использования полиграфа в компании снизились неоправданные расходы».

Янина Чурсанова, Тренинг-студия Янины Чурсановой:

В последнее время достаточно популярными стали сериалы «Обмани меня» и «Менталист», главные герои которых по внешним физиологическим изменениям делают вывод, в том числе о том, говорит ли человек правду, или обманывает. Наука в этом смысле продвинулась еще дальше, и использует для данной цели полиграф. Некоторые компании, опираясь на исследования ученых, стали использовать полиграф при устройстве на работу, и также при увольнении сотрудников.
По моему мнению, идеально «сходится» подход, когда требования компании и ожидания сотрудников совпадают. Когда ценности человека, устраивающегося на работу, и корпоративная культура компании близки. И исходя из этого подхода я хочу провести анализ вопроса «полиграф при приеме на работу».

Про пользу и зло. Каждое решение, которое принимает компания, должно продвигать ее к цели. И на то, кто будет реализовывать цели и задачи организации. Если порассуждать, то на что повлияет полиграф как «фильтр» приема сотрудников. Можно сделать предположение, что легко согласятся его проходить люди с большой нормативностью, ориентированные на правила, принимающие то, что компания является носителем правильных ответов и в ней все регламентировано. В компании высокая производственная дисциплина, и организован контроль за всеми процессами и результатами. Скорей всего, в этой компании прописаны четкие цели и планы на пятилетку. И изменения производятся долго и медленно. Ориентация на соблюдение производственных процессов. В таком случае люди, которые обладают вариативностью, гибкостью мышления. Те, которым требуется «выходить за нормы правил» чтобы создавать инновации, развивать направление, вероятно, через процедуру «проверки» полиграфом не готовы будут пройти. Это не соответствует их внутренним ценностям.

Основной момент, на который хочу обратить внимание, что для некоторых направлений (например, закрытое военное производство, предприятие строгой отчетности) такие подходы, возможно, и стоит применять. Соответственно, если ваша компания является инновационной, или реализует стратегию развития и бурного роста, полиграф при приеме сотрудников использовать не рекомендую. Снизит уровень доверия и лояльности.

Выбор за компанией и ее корпоративными ценностями.

Ильгиз Валинуров. Известный российский хэдхантер, автор книг по поиску персонала:

Использование полиграфа обычно вызывает негатив у кандидатов. Тем более, что каждому кандидату есть что скрывать. Как говорил Доктор Хаус «Все врут!». Проверка на полиграфе создает впечатление, что кандидату не доверяют с самого начала, еще до начала работы в компании. Чисто психологически, часть кандидатов точно откажется, даже если предложение вакансии будет достойным. А если компания не является известной и престижной, то тем более вероятность отказа выше. Использовать полиграф на все должности это точно излишне. Но некоторые вакансии этого требуют. Среди наших заказчиков полиграф используют все ювелирные компании.

Евгений Михайленко. КЮН. Директор Ассоциации экспертов системного менеджмента «МихиКо»:

В том виде, как и кто это применяет сейчас – в 99% случаев абсолютно бесполезное мероприятие и зачастую даже вредное. Мало того, что корреляция результатов такого тестирования в случае с мало-мальски развитым и грамотным человеком стремится к показателям случайных чисел, так еще и дает безграничное поле для злоупотреблений и субъективизма для лица, проводящего такое исследование. Если по каким-то внутренним причинам тестирующий не хочет чтобы тот или иной сотрудник работал в компании, вне зависимости от того нужен ли он реально или нет, он просто даст выгодное ему негативное заключение, которое проверить невозможно. К сожалению, в нашей практике, мы сталкивались с такими случаями, когда лицо, проводящее тестирование преднамеренно «перекрывало дорогу» подходящим кандидатам и давало «зеленый свет» удобным не компании, а персонально этому лицу, соискателям.

Disclaimer: Информация об интервьюированных в данной статье лицах, предоставлена самими этими лицами и Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо» не подтверждает и не отрицает ее.

© 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

Rating: 5.0/5. From 2 votes.
Please wait...