Для меня всегда трудно уходить с работы. Оставлять людей, с которыми сдружилась, перенесла радость и огорчения, ругань и примирения, ночевки в офисе и счастливые мгновения побед. Понятно, что мы еще будем общаться и встречаться, но не так тесно, как раньше. Вместе с этим тяжело, что хоть на время, но придется поменять привычный ритм жизни и к этому надо привыкать каждый раз. Хотя, по факту время, проведенное без работы я всегда использую очень продуктивно и можно сказать, что именно таким периодам в жизни я обязана своему духовному росту, расширению сферы интересов и личностному развитию.

Тяжело или нет, периодически нужно менять работу, офис, окружение и конечно, у каждого человека своя причина увольнения, начиная с маленькой зарплаты и заканчивая несносным начальником, но бывает и так, что уход с работы является обязательным, единственно необходимым шагом для сохранения честного имени, для того, чтобы люди понимали, что в корпоративном мире все еще существуют понятия достоинства и чести, что не для всех деньги и должность являются мерилом достижения и успешности человека. В таких случаях сотруднику редко дают возможность уйти спокойно, даже если он этого сильно желает и не создает никаких проблем организации, из которой увольняется. В основном, сразу оказывается, что человек плохо работает (вот до сих пор он отлично работал и все были довольны, но как только написал заявление об уходе, оказалось, что работает плохо). Неважно, что сотрудник предоставляет доказательства необоснованности таких обвинений. Директору “кажется”, что человек перестал работать качественно, и на этом все. Некоторых обвиняли в распространении конфиденциальной информации. Обвинения не могли подтвердить никакими фактами, но разве это важно, когда представители директората сошлись в неравной схватке с бездушным монстром, желающим разрушить незыблемые традиции, несущие счастье и процветание всей организации. Тут главное, сделать человека причиной если не всех, то многих бед, убеждая оставшихся, что зло побеждено и час торжества добродетели настал.

Какова бы ни была причина ухода сотрудника, большинство руководителей реагируют по шаблону – уходите, незаменимых людей нет. Притом это сообщается с непреклонным тоном, не терпящим другого мнения. Но, как показывает практика, не совсем все просто.

Проходит время, раны заживают, забывается пройденное испытание и связанные с нею неприятности, и именно тогда, в этот самый момент, как по мановению волшебной палочки, звонит бывший работодатель. Угадайте зачем? А затем, как не странно, чтобы пригласить обратно на работу.

Знакомо, правда?! Уверена, не я одна такая. Сколько людей через это проходили, когда уволившись, пройдя весь негатив и агрессию, после того самого “уходите, незаменимых людей нет», спустя какое-то время, они получали предложение от той самой компании, из которой ушли и в которой их “благополучно заменили”.

Так что означает незаменимых нет? Почему бывшие директора, начальники, ранее утверждающие, что любого можно заменить, теперь меняют мнение и готовы на все, лишь бы лицезреть в офисе того, кого недавно считали чуть ли не врагом народа и причиной всех конфликтов и афер?! Может дело не в незаменимости сотрудников, а в неумении руководителей мыслить стратегически?

Давайте, перенесем данную ситуацию на себя. Тут я применю информацию, полученную на тренингах. Итак, у каждого человека есть несколько кругов общения (исходя из глубины общения и частоты встреч). Первый круг семья (принимая во внимание, что мы говорим о взрослых людях), второй круг это друзья (с учетом того, что человек правильно расставляет приоритеты и игнорируя семью, не переносит ее на второй план), третий круг – коллеги (конечно, они могут быть и друзьями, но лучше не путать друзей и коллег, тем более, если по иерархической лестнице они находятся ниже). На четвертом круге присутствуют соседи, продавцы в магазинах, куда вы часто заходите, сотрудники фитнес-клуба или салона, который вы посещаете, люди может быть незнакомые, но с которыми вы встречаетесь более-менее регулярно. Пятый круг укомплектован так называемыми “бывшими”, то есть людьми, которые могли быть близки с вами ранее, но по какой-либо причине от вас отдалились. Причина может быть переход в другую школу, переезд в другой город, уход с работы в другое место, развод и т.д. Последний, шестой круг это умершие, с которыми мы все еще продолжаем общаться, хотя только символически, т.к. помним их, ходим на их могилы и молемся за них.

Для каждого человека свойственно недооценивать близкие круги общения и переоценивать дальные по принципу “на чужом лугу трава зеленее” или “всегда хорошо там, где нас нет”. Это факт, основанный на естественном ходе мыслей и происходит оттого, что чем ближе круг, тем больше мы знаем о человеке, о его плюсах и минусах, а чем дальше – тем меньше, и как раз эта информационная пустота и заполняется положительными мыслями и представлением о человеке, о котором мы мало знаем. У детей так бывает часто, разругались они с родителями и думают про себя – вот, если бы бабушка была жива, она бы меня поняла, а родителям все равно, или у девушек – вот почему я с Васей встречаться начала, надо было с Колей, он бы меня не обижал, на руках бы носил. Ну и так далее. Чем дальше находится человек по кругу общения, тем он привлекательнее и кажется.

А теперь вернемся в офис. Все то же самое. Очень часты случаи, когда людей знают только понаслышке, но судят об их профессионализме высоко. Спрашиваешь – а ты с ним работал? — Нет, отвечает, не работал. — А откуда знаешь, что он хороший сотрудник? -Ну, вот видно, такой деловой, говорят про него хорошо. – А что, все те, про кого плохо говорят и вправду плохие? – Нет, ну не все конечно. – А почему тогда этот прямо идеал? И человек ответить не может. У него под носом, в непосредственном подчинении работает сотрудник, который поднял неподъемную работу, наладил отношение с самым трудным клиентом, сторговал самые лучшие условия, но начальник его не видит и не ценит, а завидует коллеге, у которого сотрудник лучше просто потому, что находится на дальнем кругу общения и посему кажется умнее и энергичнее и проворнее и сообразительнее.

Как поступают мудрые люди? А они держат баланс. Они понимают все происходящее, что не является никакой новостью и соотвественно ценят и инвестируют в ближних, а к дальним пока присматриваются (ну, если оно нужно).

А как поступают не очень мудрые? Ну вот они как раз и повторяют изжованную фразу — “уходите, незаменимых людей нет». Те, которые “заменимые», уходят и их заменяют. В одном из агентств меня заменили 6 человек. Несмотря на это, уже через полтора года агентство потеряло основных клиентов и у них отобрали лицензию. Люди в компании остались без работы, что было самым печальным. В тот момент для бывших работодателей я находясь на пятом круге общения (бывший сотрудник), представляла большую ценность, чем существующие сотрудники и вместо того, чтобы инвестировать в них и развивая команду, спасти бизнес от разорения, они обратились ко мне и получили отказ. Магическими свойствами спасения бизнеса я, к сожалению не обладаю. Тут важна и нужна команда, а не принцип – залатайте тут пожалуйста.

Возможно, что это правда, может нет незаменимых людей, но есть те, без которых работа не идет так слаженно, как раньше, есть те, без которых команда распадается, уходят клиенты, недовольны подрядчики. Поэтому не нужно поднимать тему заменимости или незаменимости не с одной, не с другой стороны. Кто является незаменимым и по каким параметрам, только время способно показать. Как говорится, все познается в сравнении. А чтобы после сравнения не стало стыдно и обидно, расставайтесь мирно и с сотрудниками и с работодателями.

© 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

Rating: 4.7. From 6 votes.
Please wait...