Для преодоления дефицита квалифицированных инженеров надо знать вызвавшие его причины и избавиться от распространённых заблуждений.
Причинами дефицита являются:
1. Малочисленность молодых людей, желающих работать на инженерных должностях.
2. Пассивность работодателей в подготовке и закреплении специалистов на своих пред-приятиях.
3. Дискредитация труда инженеров.
Перечислим и основные заблуждения, якобы объясняющие возникновение дефицита специалистов:
• отсутствие государственной программы обеспечения предприятий инженерными кадра-ми;
• снижение качества подготовки специалистов в вузах;
• конкуренция инженерным должностям со стороны управленческих, финансовых, юридических и торговых должностей.
«Хорошая работа»
Родители, школьные учителя, преподаватели вузов постоянно говорят своим детям и ученикам: «Учись хорошо! Получи образование! Тогда сможешь устроиться на хорошую работу, и всё у тебя будет хорошо». Ключевыми в этом наставлении являются слова «хорошая работа». Причём подавляющее большинство абитуриентов и студентов это словосочетание понимают не так, как хотят работодатели. Хорошей они считают работу, на которой можно приемлемо проводить урочное время и за это стабильно получать большой оклад. О решении сложных технических задач, об инженерном творчестве мечтают «единицы». Так во всём мире. И не верьте, что где-то лучше, чем в России.
Вы, читатель, можете возразить, сказав, что учиться инженерным специальностям идёт много молодых людей ежегодно, неужели они поступают совершенно бездумно? Увы, почти бездумно. Одна часть идёт за дипломом о высшем образовании. Другая – за отсрочкой от службы в армии. Третья потому, что на инженерные специальности легче поступить, чем на некоторые другие. Четвёртую пристроили родители. И лишь пятая часть хочет получить инженерные знания.
Владельцы предприятий часто приглашают автора этой статьи для совместного проведения собеседований с кандидатами на не инженерные вакансии. Среди этих кандидатов большинство обладают дипломами о высшем техническом образовании. Каждому из них был задан вопрос: «Почему вы не идёте работать по специальности?». Ответы были одинаковыми. Они не считают работу инженера хорошей. Только один кандидат сказал, что разослал своё резюме в отделы кадров промышленных предприятий, и… не получил ни одного отклика.
Молодые люди не воспринимают работу инженера как хорошую, думая что:
• она – тяжёлая, чтобы её выполнять, надо думать и постоянно учиться;
• за неё, якобы, мало платят;
• она не престижна, выполняя её трудно удовлетворить своё тщеславие и сделать должностную карьеру;
А раз работа не является хорошей, то и желающих её выполнять не много.
Работодатели
Работодатели – самая заинтересованная в квалифицированных работниках категория людей. Но их интерес слишком часто пассивный. Он выражается в желании получить готовых специалистов. Работодатели находятся в плену мифа, гласящего, что обучение специалиста своими силами – очень дорого. Они не задумываются о том, что такой ученик может приносить прибыль ещё в ходе подготовки. Им лень затратить на специалиста свой умственный труд и страшно рискнуть, вложив в это деньги.
Одного вложения средств в подготовку специалистов недостаточно. Без плотной работы с молодым человеком вряд ли что-то получится. Получив диплом, он не будет испытывать чувство благодарности к «спонсору» и наверняка уйдёт к другому работодателю. Контрактом, требующим от молодого специалиста отработки какого-то срока на предприятии, удержать можно. Но насильно мил не будешь. С «крепостного» мало толка.
Подтверждает это сложившаяся практика. Так, одно из крупных машиностроительных предприятий Санкт-Петербурга за последние годы частично профинансировало подготовку десятков студентов. Только четверо из них, по словам генерального директора, закрепились на предприятии. Зато у старшего продавца, называемого на этом заводе коммерческим директором, есть секретарь. С продажами, правда, тоже не очень хорошо. Но мнение о том, что для подготовки и удержания инженеров сделано всё необходимое, есть.
Кроме пассивности в подготовке новых специалистов работодатели не полностью используют потенциал работающих у них инженеров. Господа руководители предприятий, проведите анализ того, чем заняты ваши специалисты! Скорее всего, высококвалифицированным трудом они заняты не более 20% рабочего времени. Может быть, стоит прикрепить к ним по паре техников для выполнения «простых» работ? Тогда каждый из ваших специалистов сможет работать «за пятерых», а кадровый голод будет частично утолён.
Отсутствие престижа
Инженерный труд в глазах большинства россиян не престижен. Корни этой беды стали прорастать многие десятки лет назад. Вспомните песню В.С. Высоцкого «Товарищи учёные», написанную в 1972 году.
Инженеры, составлявшие большую часть советского общества, пренебрежительно называвшуюся «прослойкой», постоянно использовались на ручных сельскохозяйственных работах. Они же потом спасали часть собранного, перебирая его в государственных овощегноилищах. Это они получали оклады, уступавшие заработной плате рабочих даже средней квалификации.
В результате самые деятельные из них при первой же возможности открыли свой бизнес или ушли работать в коммерческие предприятия в основном на не инженерные должности. Их исход резко снизил средний уровень квалификации инженеров, оставшихся на бывших государственных и поныне остающихся таковыми предприятиях. Вместе с тем ещё сильнее снизился престиж инженерного труда, восстановлением которого никто не занимается.
Качество образования
В последнее время стало модным говорить о снижении качества инженерного образования. Если это пытаются опровергнуть преподаватели, то их слова объявляются попыткой защитить честь мундира. Конечно, рыночные отношения серьёзно влияют на деятельность вузов. И что-то хорошее из прошлого наверно утеряно. Но конкуренция между вузами за привлечение абитуриентов принесла и много полезного.
Те, кто занят делом, привносят свои улучшения без крика и победных рапортов. А зря. Грамотный PR им был бы очень полезен. А вот те, кто ничего полезного для развития высшего технического образования не делают, впадают в истерический катастрофизм, рисуя страшные картины деградации инженерного образования. Эта зараза подхватывается ленивыми работодателями. И они тоже начинают разносить удручающие откуда-то взятые статистические данные об уровне обеспеченности промышленности инженерами и уровне подготовленности абитуриентов, поступающих в вузы с целью получить техническое образование.
Вспомните, как было раньше в СССР! Например, тех, кто получил дипломы инженеров в 70-е и в начале 80-х годов ХХ века. Многие ли из тех выпускников были готовы к решению сложных инженерных задач сразу после окончания вуза? А какая доля из них стала инженерами экстра-класса?
Приведу пример из личного опыта. Я получил диплом инженера-механика в 1983 году. Пять с половиной лет моего студенчества вместили в себя:
• более шести месяцев работы на полях и стройках сельскохозяйственных объектов Ленинградской области. Только один сентябрь из шести был проведён в учебных аудиториях;
• примерно полгода было посвящено изучению таких наук как: история КПСС, марксист-ко-ленинская философия, политэкономия социализма и научный коммунизм;
• почти полгода заняла военная подготовка;
• десять месяцев составили каникулы за счёт сдачи экзаменов на две-три недели раньше срока. Да и производственные практики были больше похожи на каникулы, чем на учёбу;
• четыре месяца ушли на ожидание дня защиты дипломной работы, написанной за один месяц;
• ещё несколько месяцев было занято работой на овощебазах, дежурствами в гардеробах, репетициями ношения флагов на демонстрациях, другими общественными работами и мероприятиями.
Итого почти три года из пяти с половиной не были связаны с получением знаний по про-грамме подготовки инженера. А если ещё учесть время, затраченное на физкультуру, выслушивание идеологического бреда и откровенно поверхностные занятия по некоторым непрофильным предметам, то на настоящую профессиональную подготовку останется чуть больше двух лет!
И это ещё не всё. Из пятидесяти одного выпускника кафедры «Турбиностроение», защитивших дипломные работы в феврале 1983 года, – более двадцати были сразу же призваны в армию. Ещё несколько человек были призваны позднее. Единицы, отслужив, ненадолго устроились работать по специальности. Из тех, кто не был призван в армию, на работу связанную непосредственно с турбиностроением, попали только несколько человек.
Этот пример свидетельствует о том, как государственная политика СССР якобы обеспечивала воспроизводство инженерных кадров. И тогда, и сейчас формирование высоко-классного инженера в основном зависит от личного желания специалиста и в некоторой степени от хорошего наставника.
Это же опровергает заблуждение о высоком качестве подготовки инженеров в СССР. Кстати, если вы проведёте небольшое исследование, опросив своих знакомых разного возраста, имеющих любые дипломы, задавая им единственный вопрос: «Как они оценивают свой уровень профессиональной подготовки?» Не удивляйтесь, если среди них не окажется ни одного, считающего, что он или она получили плохое образование.
Конкуренция за абитуриентов между экономическими и техническими вузами не оказывает влияния на число будущих инженеров. Ведь желающие получить диплом менеджера или маркетолога всё равно не станут хорошими инженерами, даже получив диплом о высшем техническом образовании. Они и не помышляют об инженерном труде. Так за-чем их тянуть в аудитории технических вузов?
Производительность труда современных инженеров гораздо выше за счёт использования информационных технологий. Современному инженеру требуется гораздо меньше времени для поиска необходимой информации, да и объём доступных знаний стал гораздо больше. Кроме того, не надо тратить время на вычерчивание вручную болтов, гаек и других стандартных деталей. Использование услуг инженерных фирм позволяет предприятиям решать технические задачи, не имея большого числа специалистов в своём штате. Поэтому высококвалифицированных инженеров нужно значительно меньше, чем требовалось в СССР.
Что же делать?
Для преодоления дефицита квалифицированных инженеров на вашем предприятии необходимо решить следующие задачи:
1. Продемонстрировать и доказать специалистам привлекательность работы у вас.
2. Обеспечить максимальную загрузку инженеров высококвалифицированным трудом, освободив их от работы, которую могут выполнять техники.
3. Снабдить специалистов современными информационными технологиями.
4. Заниматься этим лично, а не спихивать эту заботу на кадровую службу и руководителей подразделений.
5. Решать задачи, а не слушать и не распространять истерические вопли катастрофистов.
© 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.
Leave A Comment
You must be logged in to post a comment.