Я вырос в стране, где МНОГОБУКВ было хорошо! Как случилось, что теперь это стало проблемой? И вообще, проблема это или нет? А если и да, то в чем она заключается?

Когда я учился в школе и институте, мы часто писали сочинения, делали доклады, рефераты, а в институте к этому добавились аналитические работы и написание диплома. И можно точно сказать, что оценка преподавателя часто очень сильно зависела от объема работы. Чем толще стопка, тем выше оценка. Толщина являлась показателем твое работы и косвенно, минимум в голове преподавателя, служила показателем проработки темы, глубины.

И правда, как можно раскрыть какую-то тему в нескольких параграфах, и уж тем более в нескольких фразах.

Но все чаще я слышу от других или сам испытываю это ощущение от прочтения чего-нибудь: «Ёмае, здесь слишком многобукв!»

Что это? Отсутствие желания вникнуть в суть? Отсутствие потребности к обучению? Лень? Давайте попробуем разобраться с этим!

Когда возникает ощущение «МНОГОБУКВ»?

Как ни странно, многие из нас продолжают поглощать многобуквенные вещи. Мы продолжаем читать художественные произведения, интересные статьи в журналах, которые могут занимать несколько разворотов. Обучаясь чему-либо по собственному желанию, или собираясь в путешествие в новое место мы вникаем в суть и читаем, читаем, читаем… Или возьмем художественные фильмы драматического характера, где много диалогов, разговоров, или документальные фильмы. Некоторые из них мы смотрим не отрываясь и поглощая огромный объем слов, информации, сопереживая, пытаясь разобраться в сути…

То есть, когда у нас уже сформирован интерес (желание), мысль о многобуквах не возникает. Но желание должно как-то возникнуть, оно не появится само по себе.

Проблема МНОГОБУКВ актуальна именно тогда, когда желание еще не возникло. А точнее не возникло наше внутреннее подтверждение желания или интереса. Мы хватаемся за короткие фразы, лозунги, отзывы, заголовки, слоганы… чтобы попытаться быстро понять, нужно нам это или нет. Мы теперь очень часто, если не постоянно, находимся в режиме сканирования или фильтрации, пытаемся выцепить из всего потока информации то, что нас может заинтересовать, и отсечь все «лишнее». Мы хотим сделать это быстро, и по-этому у нас нет времени на погружение в детали.

Я смог выделить 2 группы ситуации, когда МНОГОБУКВ может являться барьером:

1. Когда нам кто-то что-то предлагает: реклама, предложение, новость. Мы хотим быстро понять, интересно нам это или нет.

2. Когда мы хотим получить ответ на практический вопрос: нам нужен простой ответ, а не трактат. Как сделать? — Так! Как приготовить? — Так! Как починить? — Так! Сколько? — Столько! Где? — Там! и т.д.

Почему это стало актуально?

В самом вопросе есть подвох. Это не стало — это всегда было актуально. Не для всех, конечно. Но для тех, у кого жизнь бурлила и кипела. Для тех, кому нужно было ежедневно принимать кучу решений, поглощая при этом огромный объем информации. Люди, для у которых не было свободного времени на философские размышления о бытии… им нужна была суть! Горячая, конкретная, чистая, голая суть!

К таким людям можно смело отнести практически всех руководителей, которым операционного склада. Оперативное, операционное управление. На мой взгляд — эти люди имеют определенный склад ума и характера. Им нужна движуха! это какая-то внутренняя потребность, бежать вперед, быть занятым на 100%.

Теперь развитие средств информации и общения держит нас в тонусе! и теперь практически у каждого эта потребность, видеть суть, отсекать лишнее, принимать решения (читать или нет) сидит в почти каждом. Даже в том, кто не имел такую склонность от природы. Теперь мы фильтруем, как губки, пропуская через себя весь этот поток, чтобы выцепить только то, что для нас кажется съедобным.

Проблема это или нет?

Нет! это не проблема, это реальность! У всех у нас есть потребность быстро отбросить лишнее в этом перенасыщенном информацией мире.

Это необходимый навык для тех, кто хочет что-то донести, сообщить, рассказать. Теперь нужно быть не просто умным, а гениальным и талантливым ;) Все гениальное — просто! А краткость — сестра таланта!

Но и этого будет недостаточно — эти малобукв должны цеплять. Только зацепив интерес клиента, читателя или собеседника, у вас появится шанс рассказать чуть-больше. Только ответив на вопросы руководителя, вы сможете донести что-то еще. Это так и было всегда, вот только теперь это сжалось от беседы или письма до одного-двух предложений, а порой и того меньше.

Конечно, это нужно учитывать!

Однако, это может стать проблемой! Я считаю это действительно серьезной социальной проблемой! Мы становимся жертвами заголовков и цитат!

Вот скажите, ставили ли вы Like где-нибудь в соц сетях заметке с каким-нибудь красивым заголовком или цитатой, хотя вы и не открывали саму ссылку?

Несколько раз я видел в соц сетях яркий заголовок публикации, с красивой мыслью, экстрактом сути, с огромным количеством лайков, но нажав на ссылку я попадал на бедную заметку, которая вовсе не имела отношения к заголовку… люди оценивали заголовок! а не содержание… и я тоже ловился на такую удочку.

А бывало такое, что вам знакомый пересылал что-то очень интересное и полезное но с таким заголовком, с которым вы бы это никогда сами не открыли?

Мы научились клеить ярлыки и давать оценку по ничтожному обрывку чего-то, даже не пытаясь разобраться. Это проблема! И это уже наша проблема! Отсутствие желания заглянуть глубже, в суть — это проблема!

Для руководителя — это риск не заметить что-то важное в мыслях, которые ему пытаются донести подчиненные, и весьма вероятно в какой-то своей сложносочиненной форме. Навык малобукв вырабатывается достаточно долго. У меня ушло несколько лет, чтобы привести свой стиль изложения в отчетах и презентациях к краткой, тезисной форме. И это не без активной помощи со стороны клиентов и наставников.

Резюме

Синдром МНОГОБУКВ надо учитывать! Это актуальная потребность! Нужно нарабатывать эти навыки, особенно в крупных компаниях, где у сотрудников и руководства много встреч, много дел и мало времени. Краткие отчеты по делу, конкретные ответы на конкретные вопросы и т.п. про маркетинг и рекламу даже не говорю ;)

Однако, руководителям и менеджерам, не стоит самим ловиться на эту удочку! Если интерес возник — стоит заглянуть и вникнуть в суть. И стоит прислушиваться к тем, кто хочет что-то сказать, но ваш интерес пока еще не возник. Очень часто хорошие идеи приходят от тех людей, которые не умеют их продавать!

Хорошей недели!!! Весна!

© 2017, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

Rating: 4.0/5. From 1 vote.
Please wait...