Роман Шерн

Несколько эффективных управленческих приёмов, применяемых мною постоянно. Часть 2

Несколько эффективных управленческих приёмов. Часть 1

Продолжим наш разговор об эффективных управленческих приемах, обусловленных знанием и пониманием психологических характеристик работников.

Управление работниками

Вопреки мнению авторов многочисленных книжек и статей, посвящённых менеджменту, люди – не рациональные существа. Поэтому для эффективного управления работниками недостаточно повесить у них перед носом морковку и тыкать их сзади заострённой палкой (стимулом). И если подвергаемый таким воздействиям тягловый скот решает задачу по перемещению груза, чтобы насытиться и избежать боли, то обладающие сознанием и подсознанием люди часто действуют себе же во вред.

Безосновательная надежда на рациональность мышления и поведения людей неизменно вызывает управленческие проблемы. Как бы привлекательны не были бы гуманистические сказки о демократическом и патерналистском стилях управления, командном духе трудовых коллективов, вовлечённости в достижение мифических целей и выполнения миссии предприятия и прочей болтовни, всё это не позволит обеспечить эффективное управление работниками.

Каждый человек уникален и обладает своим набором качеств как полезных, так и вредных для решения задач работодателя. Поэтому очевидно, что для идеального управления требуется индивидуальный подход к каждому. Но это слишком сложно, трудоёмко, дорого и, следовательно, нецелесообразно. Значит, для управления коллективами людей надо применять методы, нивелирующие различия между отдельными индивидами, позволяющие преодолевать внутренние ограничения людей, их страхи и фобии, мешающие производительно трудиться.

При производстве любого продукта ни у работодателей, ни у работников не возникает не только возражений, а даже сомнений в том, что производственная технология должна быть тщательно описана и неукоснительно выполнена. Это для всех является само собой разумеющимся и необходимым. В тоже время выполнение обязанностей работниками не ограничивается соблюдением только операций, описанных в производственной технологии. Люди должны совершать и ряд других действий. Есть и многое, что им совершать нельзя. Но почему-то формализацией этих дополнительных действий и запретов почти всегда пренебрегают.

А ведь не сложно создать технологические инструкции, в которых подробно описываются и «выходящие за рамки производственной технологии» действия работников. Причём описать их надо так, чтобы результат труда необходимый работодателю неминуемо достигался. То есть вместо надежды на сознательность и, может быть, имеющиеся знания людей об алгоритмах достижения нужного результата, необходимо и достаточно создать и внедрить документы, которые «заставят» работников выполнить их обязанности.

От людей, которым лень потрудиться над созданием таких управленческих инструментов, я часто слышу отговорки типа: «Люди – не роботы» или «Забастовка по-итальянски вам обеспечена». Я не удивляюсь этим возражениям. Ведь кто хочет сделать, ищет, как получить результат, а кто не хочет, ищет объяснения, почему результат якобы недостижим.

Эти технологические инструкции должны быть приложением к обязательному документу, наличие которого предусмотрено законодательством, а именно к трудовому договору. Создав такое приложение к обычно формальной бумажке, защищающей только интересы работников, работодатель обеспечивает защиту и своих законных интересов.

Технологические инструкции должны включать в себя и алгоритмы контроля их выполнения, исключающие сговор работников с целью взаимного покрывательства тех или иных ненадлежащих действий, брака, недобросовестности и т.д. Это позволяет автоматически вовремя узнавать о возникновении проблем, а не когда они станут неразрешимыми. Эта система контроля направлена на обеспечение дружбы работников с работодателем, а не между собой против него.

Подробнее о технологических инструкциях и о том, как их разработать и внедрить, вы можете прочитать в моих книгах «Откровенно об управлении предприятием» и «Биороботизация работников».

Вознаграждение работников

Вы наверняка устали тратить деньги впустую на «морковки» и мероприятия якобы стимулирующие и мотивирующие работников к необходимому вам труду. Чего вы только не попробовали, а результаты, если и есть, то мизерные. А ведь эффективных методов всего три. Это:
1. Быстрое публичное признание трудовых достижений работников.
2. Дополнительное свободное для личных дел время в урочные часы.
3. Дополнительные деньги, только в ограниченных пределах. (Почему в ограниченных пределах, читайте в Сборнике, упомянутом выше).

Так как с первыми двумя способами всё относительно просто, я на них останавливаться не буду. А ввиду узких рамок статьи упомяну лишь об одном из применяемых мною способов денежного стимулирования.

Я ставлю перед группами работников задачи с точно заданными требуемыми результатами и сроками выполнения. Эти результаты прозрачны для работников, и когда наступает срок, нет поводов для споров, достигнут результат или нет. Задачи — сложные, требующие усердного труда, а результаты должны представляться работникам достижимыми. Ход выполнения работы и её промежуточные итоги контролируются с заданной периодичностью. Это даёт работникам положительную обратную связь, поддерживающую их настрой на выполнение работы.

Величина премии фиксируется до начала работ. Она обычно близка к трём окладам или среднемесячным заработкам для каждого участника группы. Работы с длительным (более полугода) сроком исполнения разбиваются на этапы с промежуточным вознаграждением. Если оговорённый результат достигается в заданный срок или ранее, то вознаграждение выплачивается немедленно. Если результат не достигается полностью или строго в заданный срок, то вознаграждение не выплачивается вовсе. То есть никаких процентовок.

Всегда, получая обещанное вознаграждение, работники задают одинаковый вопрос: «Есть ли у меня для них новая сложная задача?»

***

Используйте описанные здесь управленческие приёмы. Их эффективность проверена на практике.

© 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

Rating: 5.0/5. From 1 vote.
Please wait...