Олег Тонин продолжает беседы с экспертами. Сегодня его интересует, что ждет инфобизнес в текущей ситуации, уйдут ли в прошлое «продавцы счастья» в лице «Синергии», «Бизнес-молодости», Гандапаса и т.д. и придут ли им на смену настоящие профессионалы или «образовательный Доширак» будет существовать, столько, сколько есть на свете люди, а среди них простодушные дурачки?
Юрий Павлов. Инвестор, финансовый консультант, бизнес-тренер по теме «Аукционы по банкротству», «Продажи». Автор книги-бестселлера «Система покупки недвижимости с аукциона». Собственник Инвестиционного центра «Павловы и партнеры».
Что такое инфобизнес — по сути, это изучение информации, к этому можно приравнять любой курс повышения квалификации, подготовительные курсы так далее. В любой нише есть товар разного качества. Кризис расставляет все по местам в любом бизнесе. Инфобизнес — отечественное название, общемировое — инфомаркетинг, конечно же, будет развиваться. В России этот рынок довольно молодой и сейчас идет его становление. Большое количество тематик, которые устаиваются и их перестают называть инфобизнесом — изучение английского и прочее. В каждой серьезной компании есть тренинги по продажам — это также тематика стоит «погранично» в умах между инфобизнесом и искусством. В чем сложность отделения одного от другого?
В инфобизнесе есть 2 вида ниш тренингов. Первая, эта мягкая ниша, ее особенность — результат тренинга невозможно измерить, например, это тема «Личностный рост», «Мотивация» и т.д. Второй тип ниши, это твердая ниша, где можно четко измерить результат «до и после», например, в теме продаж — увеличение оборота продаж.
Кризис «убрал» часть тренеров, которые в его условиях не смогли дать измеримый результат, и эти тренинги уходят в лету. Остаются тренеры, которые приносят пользу слушателям и улучшают качество жизни или бизнеса. Что касается мягких ниш, тут тоже результат может быть измерим — эффективность управления и общее улучшение качества жизни. И, если тренер действительно дает тот результат, который люди ждут, тема будет пользоваться спросом.
Давайте посмотрим на западные примеры, я учился у Джордана Бэлфорта (известный всем по автобиографическому фильму «Волк с Уолл-стрит» с Ди Каприо в главной роли) на тренинге по продажам. Джордан проводит тренинги как для отдельных людей, так и для компаний. Результат его тренингов измерим и на него всегда есть спрос. Второй пример, Тони Роббинс — тренер по личностному росту, его ниша мягкая, и, казалось бы, ну как результат тренинга измерить, и кто пойдет на такие курсы, кроме «простачков» в поисках счастья. При этом нужно заметить, что среди слушателей Тони Роббинса есть олимпийские чемпионы, президенты (Горбачев, Билл Клинтон и многие другие известные личности)*.
(*Данная информация озвучивается лицами, продвигающими услуги Тони Роббинса, и подтверждена не была – примечание Ассоциации экспертов системного менеджмента).
Так что тема обучения будет развиваться, да и тема саморазвития, получения новых знаний и навыков — это в принципе хорошо.
Так что же тогда является камнем преткновения, что отталкивает людей. Почему у некоторых людей может что-то не получаться? Разница в том, что когда вы идете изучать, например, английский язык — вы понимаете, что вам придется самому учить новые слова, правила и так далее, то есть, в любом случае, вы берете ответственность на себя и понимаете, что вы не заговорите вы по-английски, если конкретно ВЫ сами не начнете учить новые слова и следовать рекомендациям учителя, а не просто слушать. Как вывод, делать надо и самому, независимо от знаний, которые вы получили на тренинге. Зачастую данный «непозитивный имидж» частично связан из-за ожидания «волшебной таблетки» — я прослушаю и все получиться само собой.
Отсюда вытекает второй вариант, когда бы я был более осторожен с выбором тренингов (это как раз к вопросу о том, кто останется на рынке). Если действительно тренеры обещают «Просто купи тренинг и ты будешь успешен, при этом самому делать ничего не надо…», я бы усомнился в таких тренингах и в деятельности этой компании. Думаю, по этому критерию можно подходить к выбору тренинга и понять, куда ты попал: в плохой инфобизнес в широком (к сожалению, непозитивном) понимании слова, или к профессионалам, где результат можно измерить.
Итак, в сухом остатке, будет инфобизнес жить — да, будет. Будет ли инфобизнес развиваться — да, будет. Все ли останется как есть — нет, не все, останутся только тренеры, которые смогут дать измеримый результат и помочь слушателю применять эти знания.
Оксана Силантьева, мультимедийный продюсер, основатель компании «Силамедиа», разработчик дистанционных и онлайн/оффлайн курсов, консультант по антикризисному менеджменту для медиакомпаний.
Вопрос, на мой взгляд, некорректно поставлен. Людей, которые работают на «серьезном инфорынке», действительно, раздражает пена и непрофессионализм бизнес-молодостей. Раздражение это происходит от неумения сегментировать рынок и понимать своё место на нём.
В любом бизнесе существует премиум-сегмент, средний слой и массовый рынок. И методы продвижения на них серьезно отличаются. Бентли не будет рекламироваться так же и на том же рынке, что Рено Логан. Профи инфобизнеса работают с премиум-сегментом. Небольшим и понимающим. Специалисты по массовому рынку работают на удовлетворение потребности «быстро узнать, где куча бабла лежит». Это не крах, закат или конец света. Просто так устроены рынки и человеческие сообщества.
Если хочется навести порядок на своем рынке, стоит посмотреть, как подобные вопросы решаются в тех бизнесах, которые уже прошли этот этап развития. Инструментами упорядочивания поля являются независимые ассоциации, исследовательские центры, рейтинги и профессиональные сообщества. В рамках профессиональных объединений вырабатываются критерии качества, проводится оценка игроков рынка, создаются документы-навигаторы для клиентов. Плюс необходима системная информационная, просветительская работа. Нужно объяснять, что такое качество, как распознать обман, и кто пользуется кредитом доверия на рынке. Это более продуктивно, чем расстраиваться из-за засилья одностраничных сайтов.
Инфорынок очень похож на рынок классического образования и на медиабизнес. И примечательно, что в этих двух сферах сейчас идёт точно такая же непродуктивная дискуссия: как бы сделать так, чтобы исчезли все плохие преподаватели, журналисты, редакторы, а остались одни хорошие. Так не бывает.
Клиенты тренингов и семинаров — взрослые люди, делающие свой выбор, наступающие на собственные грабли, собирающие свой жизненный опыт. Если кому-то хочется за 400 рублей узнать, как заработать в Интернете, и он готов потратить на это свои деньги — это исключительно его собственный выбор. И только этот взрослый человек несет ответственность за принятое решение.
Владимир В. Турман – Гуру УТП, главный эксперт по отстройке от конкурентов, автор единственной в мире пошаговой методики разработке Уникального конкурентного позиционирования.
Проблема с «инфобизнесом» в России заключается в том, что ни обычные потребители, ни профессиональное сообщество не до конца понимают, что же это такое. Примером этому предыдущие комментарии экспертов.
И тут необходимо внести предельную ясность. Инфобизнес – это бизнес по ПЕРЕУПАКОВКЕ информации. И это именно то, что приводит в справедливое возмущение и представителей традиционного бизнес образования, и экспертное консалтинговое и бизнес сообщество, и обычных потребителей.
Даже если вы не знаете «изнанку» инфобизнеса и не проникали в его «закулисье», вы можете убедиться в этом по огромному количеству «тренингов» с причудливыми названиями «миллион на знаниях», «быстрые деньги в интернете», «эксперт за минуту» и т.д.
В первую очередь нужно знать, что «инфобизнес» и бизнес-образование или тренинги личностного роста — это абсолютно разные явления. Эксперты, которые приравнивают одно к другому, совершают большую ошибку и имеют поверхностное понимание вопроса. Инфобизнес появился в России в 2007 году. Качественные образовательные продукты и программы существовали задолго до этого. Поэтому сравнение как минимум некорректно.
Проблема, как я уже сказал, заключается в том, что «инфобизнес» — это бизнес по ПЕРЕУПАКОВКЕ информации. И обещание быстрой наживы для не очень разборчивых в средствах людей. И здесь есть место и плагиату, и нарушению авторского права, и определенных морально-этических норм и откровенному мошенничеству.
В связи с быстрым развитием интернет-технологий многие высшие учебные заведения, консалтинговые компании и эксперты с большим опытом работы начинают осваивать онлайн пространство и вести свой бизнес в интернет.
И вот здесь возникает другая проблема, что с точки зрения потребителя практически невозможно заметить разницу между красиво упакованной «пустышкой» или пересказом Дэйла Карнеги и Наполеона Хилла, и качественной бизнес-программой по развитию определенных навыков и компетенций.
Скажу даже больше, красиво упакованное «инфосчастье» зачастую выглядит привлекательнее, так как инфопредприниматели умеют упаковывать свои курсы красивее, привлекательнее и убедительнее, чем многие эксперты.
Подавляющее большинство представителей экспертного сообщества до сих пор не понимают, что создание продукта и его продвижение – это разные бизнес-задачи. И продолжают с упорством, достойным уважения и сочувствия, совершенствовать свои авторские методики, надеясь, что самый лучший способ продвижения «сарафанное радио», и что «их» клиенты сами к ним придут.
«Инфобизнесмены» занимают в этом совершенно противоположенную позицию. Не слишком долго «заморачиваясь» с созданием продукта, они провозглашают себя экспертом №1 в маркетинге, СММ, отношениях, личностном росте, идут в книжный магазин, и потом перед экраном монитора пересказывают своими словами за несколько часов до этого купленные книги.
Единственный и самый главный критерий, по моему мнению, при выборе качественной программы в он или офлайне — это внимательное изучение бэкграунда эксперта, так называемый «саксесс трекшн», времени появления эксперта «на свет», наличия авторских методик и разработок, признания профессиональным сообществом и личный вклад эксперта в развитие профессионального сообщества.
Подделать такие вещи во многих случаях трудно.
Disclaimer: Информация об интервьюированных в данной статье лицах, предоставлена самими этими лицами и Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо» не подтверждает и не отрицает ее.
© 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.
Структурирование информации — важнейший момент при налаживании работы в бизнесе.
Этого легче достичь с помощью СЭД.