На вопрос Олега Тонина отвечает Илья Промптов, председатель Национального потребительского общества, эксперт Госдумы РФ по макроэкономическому развитию.
Обратимся к истории, посмотрим на опыт Советского Союза, в котором около 30 млн. граждан работало в системе потребкооперации, благодаря чему производили такие колоссальные объёмы, как например, 70% всего картофеля. В те времена 30% всей розничной торговли осуществлялось через систему потребкооперации, т.н. магазины «Коопторг», которые в сельской местности продавали товары народного потребления и оказывали дополнительные услуги населению. Во время перестройки все обстоятельства были направлены на создание коммерческих структур, чтобы получить прибыль и развить государство в направлениях, указанных советниками так называемых «западнических» структур. Если же обратиться к опыту западных стран, то мы увидим, что на сегодняшний день 90% всей сельхозпродукции производится именно через систему потребкооперации. То есть сама по себе платформа потребкооперации на Западе стабильно существует, она не меняется, успешно работает и является конкурентной. Сегодня без участия России во внедрении систем потребкооперации, например на площадке агропромышленного комплекса, невозможно производить нам такие же качественные и дешёвые продукты. Один из признаков успешно действующей системы потребкооперации — это, прежде всего, дешёвые товары и услуги, которые производить может только кооперативная площадка. У предприятий, которые сегодня базируются на т.н. «коммерческой» площадке, основной процесс связан с бизнесом — получением прибыли. Основное отличие бизнеса в том, что в этом случае прибыль получают путём продажи товаров и услуг. Потребкооперация же нацелена на предоставление дешёвых товаров и услуг пайщикам — участникам ПК, т.е. это две разные платформы.
В 90х годах страна забыла о потребкооперации и потеряла часть социальной направленности в обществе. Если привести примеры из других сфер, при применении системы потребкооперации в ЖКХ мы получим снижение тарифов на 22-25%. Система потребкооперации способна выдавать минимум под 5-6% на первоначальном этапе с дальнейшим снижением до 1,5-2% кредиты для физических и юридических лиц. Т.е. есть на сегодняшний день данная система, которую можно обозначить как площадку для удовлетворения нужд социальной направленности, свободна. Образование, медицина, культура, военно-промышленный комплекс — то, что не является, по сути, коммерческой деятельностью. Например, если перевести весь военно-промышленный комплекс на коммерческую основу, то обороноспособность нашей страны резко упадет, потому что ВПК — это инструмент, на который затрачивают деньги из бюджета, для достижения основной цели – поддержания обороноспособности нашего государства на должном уровне. Производство военной техники, которую потом поставляют в войска, не имеет под собой коммерческого основания. Это потребкооперация: это дешевые услуги, товары, кредиты, образование, медицинское обслуживание, низкие по стоимости, но без ущерба качеству. В рамках отношений потребкооперации качество — это конкурентноспособный момент, т.е. если есть продукт более качественный, его можно приобрести в другом месте, в котором также производство основано на потребкооперации.
В перспективе как я вижу развитие данной системы: если государство выделит площадки для потребительской кооперации, обозначит векторы социальной и коммерческой направленности в бизнесе, и внедрит алгоритмы потребкооперации на выделенных платформах, то мы достигнем тех экономических высот, на которые сегодня замахнуться не можем. ЖКХ, потребительские кредиты 1,5-2% для физлиц и 5-6% для коммерческой деятельности, — это приведет к тому, что экономика страны начнет работать по-другому.
На сегодняшний день существует определенный дисбаланс. Банки выдают финансовые кредиты коммерческим предприятиям, а предприятия закладывают процентную ставку по кредиту в себестоимость продукции, чтобы после реализации вернуть эти проценты банковской структуре. Физические лица, которые получают такой же коммерческий кредит под названием «потребительский», получают его под тот же самый высокий процент. Банковская система забывает о том, что ФЛ не являются субъектами коммерческой деятельности, они не производят товары, а берут кредит, чтобы приобрести их. Дисбаланс этот привел к тому, что на данный момент из 50 млн. граждан, которые воспользовались кредитными продуктами, 70% после уплаты процентов остались за чертой бедности, то есть фактически в рабстве у банков. Они в затруднении заплатить за услуги ЖКХ, медицинские услуги, отдых и т.д. Такое количество неимущих граждан тянет экономику вниз, поэтому, я считаю, что сохранять коммерческие высокие проценты для физических лиц — это неправильно и нелогично. Коммерческие структуры берут в ЦБ по ставке рефинансирования от 8 до 12% средства, начисляют свои 5-6% и выдают гражданам. На мой взгляд, государство сейчас должно принять решение запретить коммерческим банкам выдавать потребительские кредиты с привлечением денежных средств от ЦБ. Пусть банки выдают средства из собственных, под те же 5-6%, зарабатывают свои проценты, но там не будет заложено именно ставки рефинансирования ЦБ. Хотя бы такая социальная направленность коммерческой деятельности поможет оздоровить экономику, поможет вернуть бедных граждан в средний класс, который потом эту экономику и поднимет. Ну а создание банка потребкооперации позволит кредитовать граждан под гуманные 1,5-2% и запустит оборот и потребление товаров, создаст благоприятные условия для роста экономики. На мой взгляд, сегодня потребкооперация нужна государству, она нуждается во внимании и определении площадок. Создание такого рода платформы поможет запустить западную модель экономики, без которой мы сегодня не можем с Западом конкурировать. Сегодня это крайне важная задача, которую нужно решить.
Disclaimer: Информация об интервьюированных в данной статье лицах, предоставлена самими этими лицами и Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо» не подтверждает и не отрицает ее.
© 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.
Leave A Comment
You must be logged in to post a comment.