Владимир Зима
Хотите быть обесцененным капиталом?
Изменения
В общем-то, не слишком важно, что мы меняем. Бизнес, себя, окружение. Мы можем даже просто делать ремонт в квартире. Все равно, это изменение.
Мы обязательно пройдем несколько стадий, продиктованных нашей нейрофизиологией, пока смиримся с тем, что изменения наступили. Но однажды смиримся. И начнем действовать.
И вот тут начинается самое интересное.
Многие считают, что достаточно заставить себя действовать по-новому или уговорить делать это других. Но это не так. Это лишь малая часть.
На первых этапах любые изменения глобальны.
Ремонт в квартире начинается с резкого изменения ее вида – ободранные обои, банки с клеем, краской и шпатлевкой на полу. Всего через каких-то несколько часов уже невозможно представить, что все вокруг выглядело совсем по-другому.
Изменения в компаниях начинаются с принятия важнейших документов, разработки базовых схем и ликвидации застарелых конфликтов. И через месяц все вокруг уже забывают о том, что совсем недавно они не могли решить простейших вопросов, а за любым разрешением бегали к собственнику.
Изменения в личной жизни тоже начинаются с сильных эмоций (не обязательно позитивных), крутых перемен и ощущения новизны. Но когда все основные решения приняты и первые шаги сделаны, уже трудно вспомнить о том, что все было по-другому. Лишь немногие способны поддерживать в себе этот драйв постоянно.
Тихая гавань или кропотливая работа?
Некоторые любят «тихую гавань». Они мечтают о том, чтобы сделать свою жизнь лучше, чем она есть и остановиться. Жить в «уютной» квартире. Работать по «хорошим» правилам. Иметь «устойчивую» личную жизнь. И именно ради этого они бросаются в омут изменений.
Но когда крупные мазки уже сделаны, наступает время доводить изменения до конца. Это кропотливая и долгая работа. Которая не приносит такого удовлетворения, как первые шаги. Пятнышко, закрашенное на стене, не меняет целую комнату. Более удобная форма документа не производит революцию в системе документооборота. Договоренность о том, кто выносит мусор, а кто по утрам выгуливает собаку, не меняет личную жизнь кардинально.
Все это рутинная работа, которая не вызывает в нас сильного эмоционального отклика. Зато, вызывает чувство ностальгии по тем временам, когда изменения были глобальными.
А это, в свою очередь, заставляет нас обесценивать свои успехи. И снижает самооценку.
Обесцененный капитал
В свое время я индивидуально работал с одним топ-менеджером крупной компании. В первое время он звонил мне каждый день и рассказывал об успехах. В один день – решены проблемы со снабжением. В другой – губернатор жмет ему руку. В третий – его включают в важный комитет. В четвертый – решен глобальный конфликт между компаниями. Новости сыпались как из рога изобилия. А потом звонки стали происходить реже. А потом он и вовсе пропал на полтора месяца.
А потом раздался звонок и усталый голос в трубке произнес:
— Знаешь, кажется, у меня начался застой. Больше ничего не меняется. Никаких новых событий не происходит. И иногда даже ощущаю, что ничего не добился. В общем, все плохо.
— Что, люди опять боятся заходить в твой кабинет и выходят оттуда в предынфарктном состоянии?
— Вроде нет.
— У вас опять летят к чертям показатели по компании?
— Нет. Сейчас с ними все хорошо.
— Тогда что же заставляет тебя думать, что все плохо?
— Больше ничего не меняется
— То есть, изменив все вокруг себя, ты решил обвинить себя же в том, что ничего не меняется? Решил забыть, через что прошел ради того, чтобы все было именно так, как оно есть сейчас?
— Похоже на то. Спасибо. Буду думать.
Именно так мы обесцениваем как свои успехи, так и помощь, которую получили. Поэтому теперь всем, с кем я работаю, я рекомендую вести дневник, в котором фиксируются успехи. Даже самые незначительные. Правда, нужно признать, что делают это единицы.
Новые изменения в старой системе
Большинство предпочитает кинуться с головой в следующее глобальное изменение. При этом меняют они именно ту систему, в которой нужно было просто «навести лоск».
Один предприниматель через год после того, как мы полностью перестроили его компанию, позвонил мне с той же проблемой. Застой.
— Мне скучно, — сказал он. – У меня застой.
— И что мне делать с твоей скукой?
— А давай снова устроим драйв. Перетрясем кадры. Поменяем что-нибудь.
— Зачем? У тебя упала прибыль? Ты стал опять сидеть в офисе по 16 часов в сутки?
— В том-то и дело, что нет. Все работает стабильно. Но нет такого роста, как тогда.
— И ты уверен, что изменив очередной раз систему управления и поменяв руководство, которое, кстати, опять придется полгода учить работать, мы найдем чудодейственный источник взрывного роста на твоем довольно стабильном рынке?
— Ну, вообще-то не уверен. – Ответил мне собеседник. – Но драйва все равно хочется.
— Так может, подумаешь о том, чтобы устроить драйв себе, а не компании, которую мы с таким трудом перестроили и наладили?
— С этой мыслью надо переспать. Пойду спать. – Грустно сказал мне предприниматель, который всего год назад не мог выделить на сон больше 5-ти часов в сутки.
Через неделю он позвонил мне снова и сказал, что поскольку на свою основную компанию тратит не больше одного дня в неделю, то решил открыть новый бизнес «с нуля». А совсем недавно он опять звонил и снова требовал драйва. Ведь создавать и продавать компании – это теперь обычная рутина.
А чем я действительно горжусь в работе с этим человеком, так это тем, что сумел направить его в правильно русло. Ведь иначе он продолжал бы переделывать свою основную компанию. И не факт, что закончилось бы это хорошо.
Если у вас есть машина, двигатель которой исправно работает, то не стоит перебирать его раз в неделю. Улучшить там вы ничего не сможете, а вот рано или поздно его сломать у вас обязательно получится. Так что, изменив одну систему, придумайте, где еще вы можете менять, а не замыкайтесь в узком пространстве.
Кстати, тот топ-менеджер, о котором я писал ранее, уволился из своей компании и ушел в гораздо более крупную структуру. Правда, по прошествии трех лет, он опять ищет драйва.
— Рассаду мы посадили. Теперь время грядки полоть. – Сказал мне один хороший руководитель, заказывая обучение. – Так что, нам нужно убедить людей в том, что каждая дополнительная копейка на счету – это не менее важное достижение, чем открытие филиала. Что каждый разговор с сотрудником – это подтверждение профессионализма. А бизнес делать – это не только с администрациями договариваться, а еще и бухгалтерию контролировать.
В его компании только что закончились масштабные преобразования и руководители заскучали. Стали саботировать выполнение стандартов, которые сами же и вводили. Требовали от головного офиса новых масштабных задач. А кто-то уже поговаривал об увольнении.
Начинать работать с этими людьми было непросто. Кто-то действительно ушел, и пришлось искать замену. А до других мы сумели донести простую мысль, которую очень непросто принять. Ради того, чтобы успехи закрепились, нужно гордиться тем, что уже сделано. А чтобы продолжать этим гордиться, нужно провести кропотливую работу по закреплению успеха. Иначе дорога к новым успехам окажется закрыта.
И, кстати, мы наняли журналиста, который опросил всех менеджеров и написал шикарную историю о том, через что они, вместе с компанией, прошли. Мы создали общий «дневник изменений», в который каждый мог заглянуть и оценить свой вклад и свои успехи. Которые никогда нельзя обесценивать.
© 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.
Leave A Comment
You must be logged in to post a comment.