Евгений Михайленко

Планирование

Отрывок из книги Е. Михайленко «Архитектура высокоэффективного бизнеса. Как перестать быть заложником обстоятельств и заставить бизнес работать на себя.»

Цель существования любой системы оказывает определяющее влияние на поведение этой системы. Представьте себе, что целью городской пожарной команды будет не тушить пожары, а разжигать их. В таком случае это уже будет не команда борцов с пожарами, а команда поджигателей – изменятся и элементы, и взаимосвязи системы, и сама система целиком.

Управление подразумевает наличие какой-либо осязаемой цели: извлечение дохода, достижение желаемого результата, победа в войне и так далее. Определение целей – один из ключевых процессов в работе управленца. Если Вы не знаете, куда движетесь, Вы и придете никуда. Для корабля, не имеющего порта, ни один ветер не бывает попутным. Как можно достичь результата, когда не знаешь, каким должен быть результат? Я не буду долго говорить о личном и бизнес-целеполагании, и о его важности. Напомню только, что при постановке целей в любых областях деятельности, очень важно делать это правильно. Как? Любая цель должна соответствовать хотя бы 4 основным критериям:

— конкретность

— измеримость

— достижимость и реалистичность

— иметь привязку ко времени

После постановки целей обычно приступают к стратегии – то есть определению генерального плана действий по достижению целей.

Очень условно, можно выделить внешнюю или бизнес-стратегию и внутреннюю или операционную стратегию. Первая направлена во вне организации, ее задача определять в какую сторону должна меняться организация по отношению ко внешнему окружению (конкурентам, потребителям и так далее), Вторая же фокусируется на внутренних процессах в организации: эффективности и адекватности устройства самой организации и процессов в ней. Почему разделение условно, да потому, что внешние изменения всегда влекут необходимость внутренних перемен, а внутренние метаморфозы меняют внешнее проявление, то есть одно неизбежно перерастает в другое.

Также можно, опять же достаточно условно, планирование разделить на стратегическое и тактическое. Стратегия – наиболее общий способ использования средств и ресурсов, направленный на достижение определенной цели. Стратегия определяется принимаемыми значениями управляемых переменных. Для выбора этих значений важно знать также условия внешней среды, т. е. значения неуправляемых или малоуправляемых переменных. Подготовка и планирование, учет всех важных факторов – мать успеха в любом начинании.

Необходимость учета критических факторов проиллюстрирую одной байкой (за правдивость не ручаюсь). Во времена Великой отечественной войны советская подводная лодка возвращалась с боевого дежурства в порт. Все торпеды, кроме одной, находящейся в кормовом торпедном аппарате, были использованы по назначению. И вот уже на подходе к порту капитан подводной лодки видит в перископ прямо по курсу боевой немецкий корабль, идущий в одиночестве. Носовые торпедные аппараты пусты. Вражеское судно удаляется, времени на маневр и разворот кормой к кораблю нет. Молодой капитан, завершающий первый самостоятельный боевой поход, в азарте. Команда проста и бескомпромиссна: всему экипажу немедленно бросить все дела и тащить оставшуюся торпеду из кормового торпедного аппарата в носовой. Все бегают, дружно пыхтят вытаскивая торпеду, слышен раскатистый и мудреный морской матерок. Суета несусветная. Только старый боцман сидит на месте, теребит бородку и чему-то ухмыляется. Капитан в ярости, из потока его великой русской словесности в адрес боцмана можно выхватить отдельные фразы: «трибунал», «расстрел», «предательство», «саботаж» и т.д. Невозмутимый боцман: «ну-ну ребята…, тащите, тащите. Длинна торпеды — 9 метров, а диаметр нашей славной грозы морей — 6. Хочу посмотреть что Вы будете делать когда таки дотащите ее…»

© 2016, Ассоциация экспертов системного менеджмента «МихиКо». Все права защищены.

No votes yet.
Please wait...